yandex

«Вавилонская башня» - Питер Брейгель Старший

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Вавилонская башня»
«Вавилонская башня»
Автор: Питер Брейгель Старший
Местонахождение: Музей истории искусств, Вена, Австрия
Произведение: «Вавилонская башня»
Жанр: Художественное
Год создания: 1563 г.
Эпоха/течение: Северное Возрождение

Описание произведения.


«Вавилонская башня» Питера Брейгеля – одно из самых грандиозных полотен на данный библейский сюжет. В основу картины положено повествование из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая должна была, по замыслу людей, достичь вершиной неба: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие». (Быт.11:4-5). Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки строителей, так что они больше не могли понимать друг друга; таким образом, реализация задуманного грандиозного плана не была завершена: «И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню). Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». (Быт.11:8-9). 

Никому до Брейгеля не удавалось столь достоверно передать чудовищные размеры строения, ставшего метафорой человеческой гордыни. Его «Вавилонская башня» поражает размахом, доскональным знанием инженерных тонкостей и проработкой мельчайших деталей. Брейгелю удивительным образом удается совместить панорамную живопись и миниатюру. По внешнему виду башня Брейгеля – нечто среднее между оживленным муравейником и Колизеем, который художник, несомненно, мог видеть в Риме. В левом нижнем углу художник изображает царя Нимрода, окруженного свитой, который приехал проинспектировать ход строительства, и упавших перед ним на колени каменщиков.  Брейгель показывает, как по реке к стройке доставляются камни и брёвна (таким же образом строительные материалы доставлялись в Антверпен). Лестницы, строительные леса, подъемные механизмы, контрфорсы – художник очень точен в передаче инженерных моментов. Башня возводится неравномерно. На разных уровнях показаны разные этапы строительства. Нижние этажи башни уже заселены – в окнах и дверных проемах можно разглядеть жителей, а на верхних уровнях кипит работа. Во многом вид башни сюрреалистичен, а процесс ее разрушения уже начался. То, что построено не для благой цели, но во имя гордыни, начинает рушиться с основания.

                                               

 История создания.


Вавилонская башня была одним из самых распространенных мотивов нидерландской живописи XV-XVI веков. Во многом, обращение к данному библейскому сюжету было навеяно обстоятельствами того времени. Приморские города стремительно росли, они были переполнены приезжими торговцами и проповедниками, формировались и тут же вступали в конфликты различные религиозные группы. Только за первую половину XVI века население Антверпена, где работал Брейгель, удвоилось; не меньше тысячи из его жителей составляли иностранцы. Всё это создавало сильное мультикультурное напряжение, позволяющее сравнивать современные Брейгелю Нидерланды с Вавилоном.

Примечательно, что Питер Брейгель, выходец из крестьянской семьи, достаточно хорошо знал латынь, что позволяло ему самостоятельно читать библейский текст. Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной, делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Такое сходство с Колизеем объясняется не только тем, что художник лично был в Риме и был поражен видом грандиозной арены, но и тем, что Колизей был местом неприятия христианства, символом человеческой жестокости и гордыни.


Отношение автора к вере.


Питер Брейгель был просвещенным человеком своего времени. Высокая образованность мастера сочеталась с независимостью ума, щедрым юмором, прекрасным знанием людей и жизненных обстоятельств. Дружеские узы связывали художника со многими нидерландскими учеными-гуманистами. Высокий интеллект и неоспоримый талант живописца сочетались с глубокой верой в Бога и пониманием тщетности всего мирского и суетного.  

Мастер остро ощущал греховность окружающей жизни. Он скорбно писал: «Все, что мы имеем, дано нам по нашим грехам. Все, чем мы гордимся, все, к чему стремимся - пустое. Каждый из нас желает поучать других, но никто не хочет обратить взгляд на себя. Каждый стремится править другими, но никто не хочет быть покорным деснице Божьей».

        

 Биография. 


Точная дата и место рождения Питера Брейгеля не известны. Биограф художника, Карель ван Мандер, называет приблизительную дату и местность рождения Питера – это 1525 год, маленький город Бреды. Некоторые исследователи считают, что родился Питер в деревушке Брегел, находящейся недалеко от Бреда, так как именно от названия деревни и произошла его фамилия. О детстве художника ничего не известно, Карель ван Мандер предполагает, что родители Брейгеля были обыкновенными людьми – крестьянами.

В 1540-х Брегель поступает на обучение графике в мастерскую Кука ван Альста, известного в то время фламандского художника, служащего придворным живописцем у императора Карла Пятого. После смерти учителя в 1550 году, Брейгель вступает в гильдию живописцев Антверпена. В 1551 году он поступает на службу в мастерскую Иеронима Кока, который продавал печатные гравюры. Именно здесь Питер Брейгель увидел эстампы картин Иеронима Босха. Вдохновленный странными образами на картинах великого художника, Брейгель пробует рисовать что-то подобное. С 1552 года Брейгель путешествует по Франции, Швейцарии и Италии. По просьбе Иеронима Кока, Питер должен был сделать несколько рисунков пейзажей Италии для дальнейшего переведения их в гравюры. В Риме художник насыщается прекрасным – рассматривает древние строения, любуется морскими гаванями, изучает картины живописцев эпохи Ренессанса.

В Италии он пишет одну из ранних картин «Пейзаж с Христом и апостолами».  В 1553 году Брейгель женится на Марии, дочери своего первого учителя, Кука ван Альста. У Марии и Питера родилось трое детей, двое из которых впоследствии занялись, как и их отец, художественным мастерством. В 1554 году художник посещает Швейцарию и Альпы. Горы, чистый воздух и бездонно-голубое небо затмили все впечатления от Италии. Здесь он пишет прекрасные и колоритные пейзажи.

В 1556 году, вернувшись в Антверпен, Брейгель передает Иерониму Коку свои рисунки. Издатель тут же изготавливает гравюры на продажу. Списки с брейгелевской картины «Большие рыбы поедают малые» мошенник Кок подписывает поддельной подписью самого Босха – все это делается, дабы угодить богатым заказчикам издателя. В 1557 году Брейгель пишет семь гравюр на тему «Смертные грехи». В 1561 году, вместе с семьей, художник переезжает в Брюссель.

Большая часть картин, написанная Брейгелем, посвящена образам природы, деревни и ее простых жителей. Так в 1567 - 1569 годах он пишет ряд картин на эту тематику. В своих работах Питер передает всю драматургию жизни крестьян, тщательно вырисовывая их внешность, одежду. Особое место в творчестве Брейгеля занимают картины религиозного жанра - художник создает массу произведений на библейские сюжеты. Сохраняя истинный смысл священного текста, художник нередко изображает евангельские события в пространстве родных Нидерландов, что создает уникальность в трактовке сюжетов. Питер Брейгель Старший умер в 1569 году, 5 сентября, в Брюсселе.   


Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.




Оставить комментарий