Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморную скульптуру Святого Андрея итальянский скульптор Антонио Рагги создал в конце 1660-х годов для алтаря римской базилики Сант-Андреа-аль-Квиринале.
Апостол Андрей первым последовал за Христом, заслужив титул Первозванного. По Вознесению Учителя, он понёс Его проповеди дальше других учеников Иисуса – в Киевскую Русь и Новгород. Возвратившись из своих северных странствий, он основал в Константинополе христианскую Церковь. Через несколько столетий здесь же упокоятся и его святые мощи. Язычники предали святого мучительной казни на диагональном (косом) кресте, который позже получил название Андреевского.
Статуя изображает апостола Андрея, поднимающегося в Небеса на белом облаке. Горний мир символизирует золотой купол церкви с головками херувимов и голубем – Святым Духом. Тело святого изможденно мучениями и едва прикрыто полотняной накидкой. Его осунувшийся лик с глубоко ввалившимися глазами поднят вверх, к Небу. Руки вскинуты – он будто хочет обнять нисходящую на него благодать Господа.
Пластика Антонио Рагги эмоционально насыщена и точно передаёт как внешние черты, так и внутреннее состояние его героев. Игра света и тени на поверхности скульптуры оживляет камень, наполняя его и земным, и Божественным содержанием.
История создания
Скульптуру возносящегося в Небеса апостола Андрея Антонио Рагги создал для главного алтаря «Мученичество Святого Андрея» римской базилики Сант-Андреа-аль-Квиринале в конце 1660-х годов.
«Повествование» об Андрее Первозванном, задуманное и воплощенное Бернини, начинается в часовне главного алтаря и завершается куполом. В алтаре – картина, изображающая мученичество Святого Андрея, написанная французским художником Гийомом Куртуа. Над ней – мраморная скульптура Рагги. Бернини объединил живопись, скульптуру и архитектуру, чтобы воспеть апофеоз духа Святого Андрея.
Отношение автора к вере
Известно, что Антонио Рагги исповедовал христианство и был ревностным католиком. Отношение к вере и религии наиболее полно отражено в произведениях мастера. За свою творческую жизнь Рагги выполнил множество работ на библейскую тематику, украшая скульптурами итальянские и французские церкви.
Пластические композиции и образы, созданные мастером, полны экспрессии, характерной для эпохи барокко, правдивы и великолепно оформлены. В них скульптор передаёт и земные черты, и высшую одухотворённость своих героев. Безусловным шедевром мастера считается образ Святой Цецилии в римской церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.
Биография
Антонио Рагги, итальянский скульптор эпохи барокко, родился в Комо в 1624 году. В молодости он работал в мастерской Алессандро Альгарди, а затем перешёл к знаменитому мастеру Джан Лоренцо Бернини и стал лучшим его учеником. В течение тридцати лет Антонио работал под началом великого Бернини, будучи «его руками». Так, Рагги создал одного из десяти ангелов на мосту Сант-Анджело и статую Дуная (1650–1651) для Фонтана Четырёх рек на площади Пьяцца Навона в Риме. Его скульптура Святого Андрея (1660-е годы) в церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале также сделана по проекту Бернини и изображает апостола, поднимающегося в Небеса. По эскизу Бернини Рагги создал и статую Мадонны с Младенцем в церкви Сен-Жозеф-де-Карм в Париже (1650–1651).
В более поздние годы мастер, наконец, достиг творческой независимости. Отличительной чертой его работ стали всевозможные лепные украшения, оформляющие скульптуры. Статуи Рагги обладают удлиненными пропорциями, ярко выраженной экспрессией и живостью. 1 июля 1657 года мастер был избран в Академию Святого Луки.
Известны такие работы Антонио Рагги, как статуя кардинала Джинелли (1670), рельеф Святого Семейства в алтарной нише капеллы Джинелли, рельефы Крещение Христа и Явление Христа, статуя папы Александра VII, стукковый декор зала дожей в Ватиканском дворце, оформление свода церкви Иль Джезу, украшение фасада церкви Сан-Марчелло.
Умер Антонио Рагги в 1686 году в Риме.
Автор текста: Марина Румянцева.