«Сбор винограда» - Сальвадор Дали
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Очередная работа Дали для серии «Biblia Sacra» представляет собой яркую цветную композицию с намешанными в ней образами, хрестоматийными для творчества художника. Название литографии взято из 5-й главы книги пророка Исаии, в которой повествуется о деле Господа, насадившего виноградник в прекрасном месте (аллегория на израильский народ). Однако, несмотря на идеальные условия существования, данные Богом, виноград вырос негодным к употреблению: «…ожидал, что он принесёт добрые грозды, а он принёс дикие ягоды» (Ис.5:2). То есть, вместо того, чтобы превратиться в достойную нацию, которая следует законам Бога, люди стали развращенными. На смену терпению, смирению и любви пришли гордость, страсть и презрение. Неудовлетворительное поведение иудеев не остается безнаказанным. Господь насылает на землю засуху, в результате чего Израиль превращается в пустошь, рождающую только терновник: «…и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастёт он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя» (Ис.5:6).
Дали представляет своему зрителю сюрреалистическое видение стихов Исайи; художник использует омаров и насекомых, чтобы изобразить дикое место. Собрание разнообразных знаков, эмблем и мотивов причудливо запутано в калейдоскопической сцене. Жёлтый, красный и оранжевый цвета означают засуху после того, как Господь проклинает землю виноградника. Два омара – чёрный и красный – протягивают свои клешни к центру картины. Чёрный омар в правом верхнем углу пытается схватить крохотную фигуру, стоящую на одном колене с крестом в руках. Более крупная фигура в плаще справа также держит крест. Она поднимается по ступеням, и показана спиной к зрителю. Отличительная особенность этого персонажа – ветвистые рога на голове. Рядом с фигурой можно рассмотреть силуэт ангела, выписанного белым цветом на синем фоне пространства.
Колорит работы очень насыщен, и включает яркие оттенки чёрного, синего, красного, оранжевого, охристого, белого и жёлтого цветов. Также Дали удачно дополняет композицию беспорядочными струйками красок, хаотично стекающими по всему рисунку.
История создания
«Сбор винограда» - одна из ста пяти работ графической серии иллюстраций «Biblia Sacra», созданной Сальвадором Дали в 1964-1967 гг. по инициативе своего друга Джузеппе Альбаретто, ревностного католика и мультимиллионера. По собственному признанию Джузеппе, поручив Дали этот проект, он рассчитывал на то, что художник вновь обратится к Богу.
Цветные литографии сюиты исполнены в смешанной технике (акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш) по ста пяти акварельным рисункам, созданным Дали в период с 1963-й по 1964-й годы. Само издание «Biblia Sacra», выпущенное в 1967-м году, состояло из пяти томов, переплетенных искусно обработанной белой флорентийской кожей. Роскошная книга печаталась в издательстве Анджело Риццоли в Милане (Италия). Вся работа по издательству была организована всё тем же Альбаретто, а первый экземпляр Библии был подарен Сальвадором лично папе римскому Павлу VI.
Работы «Biblia Sacra» представляют собой сочетание офсетной и непрерывной тональной литографии, а также шелкографии с применением лаков и металлических красок. Произведения печатались на толстом картоне, специально разработанном для использования различных техник, включая 20-ти цветную печать. Литографии впоследствии вклеивались в Библию с использованием вощеной бумаги.
Качественное мастерство и артистизм проявляются в каждой работе сюиты. Уникальное сочетание нескольких техник печати придает этим иллюстрациям богатство и глубину, благодаря которым работы полностью соответствуют оригинальным картинам. В предисловии к «Библии» издатель утверждает, что литографии Дали «настраивают, как универсальным, так и личным образом, динамическое видение, которое характеризует отношения между людьми и Богом».
Серия «Biblia Sacra» является самым масштабным графическом проектом в творчестве Дали.
Отношение автора к вере
Большую часть своей жизни Сальвадор Дали прожил в статусе атеиста по примеру своего отца и деда. Однако, как утверждают исследователи его жизни и творчества, в конце своего жизненного пути Дали всё же обратился к Богу и стал верующим христианином. Надо заметить, что религиозные сюжеты в его живописи и графике появляются гораздо раньше. С конца 1940-х гг. в творчестве Дали намечаются христианские мотивы, которые сам он назовет «католическим мистицизмом» («Искушение св. Антония», 1946 г., «Христос св. Хуана де ла Крус», 1950-1952 г. и др.). Перед исполнением графической серии «Biblia Sacra» художник изучал Священное Писание на протяжении двух лет. С 1958-го года состоял в венчанном браке.
Однозначного и объективного мнения относительно религиозной идентичности Сальвадора Дали не существует до сих пор, однако можно смело утверждать, что его творчество в этом смысле говорит само за себя: отношения с Господом у Дали были очень непростыми, но так или иначе он их выстраивал.
Биография
Сальвадор Дали родился 11-го мая 1904-го года в Фигерасе (Каталония, Испания) в семье нотариуса дона Сальвадора и его жены Фелипы. Старший сын Сальвадора и Фелипы умер за 9 месяцев до рождения Дали. Также у Сальвадора была младшая сестра Анна-Мария Дали.
Первые художественные навыки будущий художник получил в муниципальной художественной школе. По окончании, в 1921-м году, поступает в Королевскую академию изящных искусств в Сан-Фернандо.
В 1922-м году Дали переезжает в «Резиденцию», студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей. Там он знакомится с Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсиа Лоркой, с которыми впоследствии тесно свяжет свой творческий путь. Там же увлекается фрейдизмом.
Спустя четыре года Дали изгоняют из учебного заведения за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. Художник переезжает в Париж, где случится судьбоносное знакомство с Пабло Пикассо.
В 1929-м году Дали участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического 15-минутного фильма «Андалузский пёс». Тогда же он познакомится со своей будущей женой – Еленой Дмитриевной Дьяконовой, более известной как Гала.
Период 1929-1939 гг. станет самым плодотворным в жизни художника. После этого писать меньше он не станет, однако буквально «растратит» себя, по мнению своих биографов, во многочисленных пресс-конференциях и инициированных скандалах.
С началом Второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжают в США, где живут с 1940-й по 1948-й год. В 1942-м году выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Этот период также ознаменован сотрудничеством с Уолтом Диснеем, основателем крупнейшей мультимедийной империи.
С 1950-х гг. художник обращается к графике. Его печатные серии («Капричос» Гойи, «Песнь Песней царя Соломона», «Посвящение Леонардо да Винчи» и т.д.) известны по всему миру и являются гордостью крупнейших мировых музеев и частных коллекций.
После возвращения из США Дали жил и творил преимущественно в Каталонии. В 1965-м году приехал в Париж и покорил его своими работами, выставками и эпатажными поступками.
В 1974-м году открывается главное «детище» художника – театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Это был основной фокус его энергии; изменения в музей вносились вплоть до середины 1980-х гг.
Гала умерла в 1982-м году, и Дали погружается в глубочайшую депрессию, на фоне которой развивается острая сердечная недостаточность.
Художник скончался в больнице в январе 1989-го года. Великий провокатор завещал похоронить себя в музее, вмонтировав свой прах в пол главной комнаты, чтобы по его могиле могли ходить посетители музея. Последнее желание гения XX-го столетия было удовлетворено.
Всё своё огромное творческое и финансовое наследие Сальвадор Дали завещал Испании. Детей у него не было.
Автор: Людмила Нестерова.