Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне - Эйтевал Иоахим

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне
Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне
Автор: Эйтевал Иоахим
Местонахождение: Государственный музей искусств, Копенгаген
Произведение: Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне
Жанр: Художественное
Год создания: 1618 г.
Эпоха/течение: Маньеризм

Описание произведения

 

     Иоанн Креститель стал последним пророком Ветхого Завета, цель которого была засвидетельствовать пришествие Мессии и подготовить народ проповедью покаяния. "Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" (Лк. 3:2-4).
      Изображая проповедь пророка, Иоахим Эйтевал поместил действие в прекрасный монументальный пейзаж с высокими раскидистыми деревьями, между которыми находится водная заводь. Помещать библейские сюжеты в обстановку современную художнику вошло в традицию со времен раннего Ренессанса.
   Вокруг водоема расположись пришедшие послушать проповедь пророка. Живописец показал людей всех возрастов и сословий, передав этим жажду народа к слову истины. Сам пророк изображен в левом верхнем углу картины. Иоанн стоит на высоком обрывистом берегу, одетый в тунику из верблюжьего волоса. Жестикуляция передает энергию проповедника, призывающего к покаянию. Мимика, позы и жесты слушателей говорят о их живом отклике на проповедь.
     В нижнем правом углу, под мостом, художник изобразил мальчика, присевшего справить нужду. Расположение его в противоположном пророку Иоанну углу иносказательно говорит о наличии в избранном народе людей, не интересующихся духовной жизнью. С другой стороны, живописец показал его с любовью и иронией, не как упорного и закоренелого грешника, а простого земного человека, которому слабость и уныние, мешают идти по пути спасения.

 

История создания

 

     Картина "Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне" написана Иоахимом Эйтевалом в 1618 году. Принято считать, что с 1616 года у живописца намечается переход от стиля маньеризма к натуралистическому изображению. Данная картина демонстрирует этот переход и содержит в себе как натуралистические элементы, так и традиционные приемы маньеризма, такие как яркая палитра и вычурные неестественные позы. Картина "Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне" считается одной из самых лучших работ  Иоахима Эйтевала. 

 

Отношение автора к вере

 

      Иоахим Эйтевал принадлежал к нидерландской реформатской церкви, одной из кальвинистских деноминаций (в 2004 году прекратила своё существование, влившись в Протестантскую церковь Нидерландов. На момент объединения включала в себя 2 млн. верующих).
      Во время своей учебной поездки, Иоахим жил во Франции в доме католического епископа Сен-Мало Шарля де Бурнёфа де Кусе. Дружба с епископом делает возможным предположение, что некоторые работы Эйтевал мог писать для тайных католических церквей Утрехта. Однако, этому нет никаких документальных свидетельств. Большинство религиозных работ художника  предназначались для домов богатых голландцев, как и другие его работы.
      Одна из лучших работ живописца "Воскрешение Лазаря" (повторенная им неоднократно) дана в протестантской интерпретации и демонстрирует основные принципы протестантского богословия: "только благодатью" и "только верой".
    В биографии художника сказано, что как член голландской реформатской церкви он участвовал в борьбе с демонстрантами и был одним из создателей в Утрехте Гильдии святого Луки в 1611 году.

 

Биография

 

     Иоахим Эйтевал родился в 1566 году в Утрехте в семье стеклодува. Свою художественную карьеру Иоахим начал в возрасте пятнадцати лет под руководством отца Антониса Эйтевала. Затем он перешел в мастерскую художника Йоса де Бэра. В 1586-1592 годах Иоахим совершил путешествие во Францию и в Италию (Падую), где изучал работы великих мастеров эпохи Возрождения.
        Вернувшись в родной Утрехт, художник не покидал его до самой смерти. Он открыл свою мастерскую и вступил в Гильдию садоводов (в Утрехте до 1611 года в нее входили живописцы). В своей мастерской Иоахим создавал картины, рисунки, гравюры и витражи. Позднее Эйтевал стал одним из основателей новой Утрехтской гильдии святого Луки. Его супругой стала Кристина ван Хален. В 1596 году на свет появился сын Питер, ставший как и отец художником. Другой сын, Ян (1598–1652), возможно, также был живописцем, поскольку, он зарегистрировался в гильдии св. Луки в 1639 году, через год после смерти своего отца. В семье были еще дети, некоторые умерли в младенчестве. Кроме живописи, Эйтевал занимался торговлей льном и был преуспевающим бизнесменом. Торговля занимал большую часть его времени. Иоахим фон Зандрарт , посетивший Утрехт в 1626 году, сетовал, что Питер и его отец пренебрегли живописью ради льняного бизнеса. Как успешный и уважаемый человек, Эйтевал стал членом городского совета в 1610 году.
       Эйтевал принадлежал к поколению маньеристов, его стиль в протяжении жизни оставался в основном неизменным. Работы Эйтевала отличаются от произведений его харлемских единомышленников прежде всего более ярким и пестрым колоритом. Для его картин с изящными фигурами в преднамеренно искаженных позах характерны зеленовато-серебристые и голубовато-синие цвета. Можно отметить, что его цвета сместились с ярких в ранних работах на более спокойные оттенки (примерно после 1615 года). В более поздних работах можно обнаружить некоторое влияние стиля Караваджо. Отдельные искусствоведы находят в картинах Эйтевала существенное влияние Хендрика Гольциуса и подражание стилю Микеланджело. Самая большая картина "Воскрешение Лазаря" (158 x 208 см) показывает отступление художником от типичных для маньеризма пропорций, поз и ярких цветов в пользу натуралистического стиля. Голландское искусство того времени признавало два изобразительных стиля: реалистичный и идеальный. Характерной чертой работ Эйтевала было объединение обоих в одной картине.
         Около трети картин Эйтевала составляют мифологические сюжеты, что является необычайно большой долей даже в рамках северного маньеризма. Его трактовки не лишены реалистических элементов: тщательно прорисованные предметы роскоши принадлежат его времени, а лица  персонажей часто не идеализированы и выглядят очень голландскими. Эротизм мифологических произведений был смелым для того времени, и некоторые из небольших картин, вероятно, не выставлялись публично. Отдельные мифологические картины написаны мастером в шутливой манере. Расцвет утрехтской живописи XVI века напрямую связывают с именем Иоахима Эйтевала, стиль которого отмечен итальянским влиянием, одновременно романтико-героическим и реалистическим.
        Лучшие портреты Иоахима Эйтевала, включая и его знаменитый “Автопортрет”, находятся в городском музее Утрехта. Наиболее известные из его картин: "Христос благословляет детей", "Лот и его дочери" (Эрмитаж), "Поклонение пастырей" и "Диана и Актеон" (Венский музей), “Парнас“ (Дрезденская галерея), "Брак Пелея и Фетиды" (Мюнхенская пинакотека), "Пир богов“ (Брауншвейгская галерея), "Суд Париса" (Стокгольмский музей), "Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне“ (Копенгагенский музей), "Марс, Венера и Вулкан" (Гаагская галерея) и "Встреча Давида с Авигеей" (Амстердамский музей). Его самая известная и почти самая большая работа - это "Персей и Андромеда" в натуральную величину находится в Лувре.
         Известность художника  дала повод к заказу картины Императором Рудольфом II, созданный для него "Золотой век" ныне принадлежит музею Метрополитен (Нью-Йорк). Художник почти не работал в мастерской в последнее десятилетие своей жизни, что биографы связывают с болезнью и смертью его жены. Написание картин небольшого размера с высокой степенью детализации, было экономически невыгодно, но художник создавал  их по личным мотивам. Известно, что в 1669 году его внучка все еще владела 30 картинами живописца.
      Иоахим Эйтевал скончался в Утрехте 1 августа 1638 года.

Автор текста: Северинова Ольга.

Оставить комментарий