«Поцелуй Иуды» - Альгарди Алессандро

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Поцелуй Иуды»
«Поцелуй Иуды»
Автор: Альгарди Алессандро
Местонахождение: Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано, Рим, Италия
Произведение: «Поцелуй Иуды»
Жанр: Рельеф
Год создания: 1650 г.
Эпоха: Барокко, библейский сюжет

Описание произведения

Рельеф из стукко (искусственного мрамора) «Поцелуй Иуды» был создан Алессандро Альгарди и Александром Гренобле в 1650 году, для украшения интерьера римской базилики Сан-Джованни-ин-Латерано. 

Скульптурная композиция представляет сцену предательства Иуды в Гефсиманском саду. – «…И вот, пока Он еще говорил, пришел Иуда, один из Двенадцати, и с ним многолюдная толпа с мечами и дрекольем, посланная от первосвященников и старейшин Израиля. А предающий заранее условился с ними: Кого я поцелую, это Он и есть; берите Его! И подошел Он прямо к Иисусу и сказал: Здравствуй, Равви! – и поцеловал Его» (Мф.26:47– 49).

В центре композиции, напротив друг друга, находятся двое– Иисус и Иуда. Иуда, весь изогнувшись, припал к Учителю и тянется губами к Его лицу. Лик Христа спокоен и печален – Он знает, что Иудин поцелуй означает отнюдь не дружеское приветствие. Человек, которому Он доверял и которого любил, как и остальных Своих учеников, в этот самый момент предает Его.

Вокруг них – столпотворение: стражники, рабы, Апостолы… По правую руку от Иисуса изображён Пётр, отсекающий Малху, прислужнику первосвященника, ухо. Сзади Петра – еще двое учеников Христа с растерянными и беспомощными лицами. В правой части рельефа изображены стражники, в доспехах и с оружием, готовые схватить Иисуса. Все фигуры композиции будто переплетены между собой – это придает скульптуре динамику и напряженность.

Пластика Альгарди наполнена драматизмом, глубоким смыслом и внутренней экспрессией. Барочный стиль в его исполнении строг и, скорее, тяготеет к классике.

История создания

Рельеф из стукко «Поцелуй Иуды» для римской базилики Святого Иоанна был создан Алессандро Альгарди в сотворчестве с его учеником, Александром Гренобле, в 1650 году. Это было время расцвета творчества и признания Альгарди, он руководил большой скульптурной мастерской в Риме и воспитал целую плеяду известных итальянских скульпторов.

Под руководством и при участии Альгарди в церкви Сан-Джованни-ин-Латерано был создан целый ряд рельефов на левой и правой сторонах нефа, изображающих сцены Ветхого и Нового Заветов.

Отношение автора к вере

Сведения о личной жизни Алессандро Альгарди и чертах его характера нельзя назвать исчерпывающими. Однако об отношении мастера к вопросам религии всегда можно судить по его произведениям. Известно, что Альгарди исповедовал христианство и, наряду с частными работами, выполнял заказы Святого престола.

Скульптурные композиции мастера, изображающие Библейские сюжеты, наполнены эмоциями и внутренней динамикой. Альгарди наделяет Святых и человеческими чертами, живыми и естественными, и Божественной высотой Духа. Знаменитое мраморное панно Алессандро Альгарди, изображающее противостояние Папы Льва и Аттилы (1646 –1653), созданное им для базилики Святого Петра, отражает всё могущество христианского Духа и Веры.

Биография

Итальянский скульптор Алессандро Альгарди родился в Болонье 27 ноября 1598 года. Профессиональное обучение он начал в студии Агостино Карраччи, затем продолжил у Джулио Чезаре Конвенти. К этому периоду относятся две его самые ранние работы – статуи Святых, сделанные из мела, для Оратории Санта-Мария-делла-Вита в Болонье. К двадцати годам Алессандро приобрёл известность, и Фердинандо I, герцог Мантуи, начал заказывать у него работы. После недолгого пребывания в Венеции, мастер в 1625 году отправился в Рим по рекомендации герцога, где начал работать по заказам Папского престола. 

Почти десять лет Альгарди боролся за признание. Его ранние работы были, в основном, из терракоты, реже – из мрамора (портретные бюсты). В 1630-х годах он работал над надгробиями в капелле Меллини в Санта-Мария-дель-Пополо. Свой первый крупный заказ Альгарди осуществил в 1634 году, это был памятник Папе Льву XI. В 1635 – 1640 годах Альгарди работал над статуей Филиппа Нери для Санта-Мария-ин-Валичелла. Сразу после этого он создал скульптурную группу, изображающую обезглавливание Святого Павла. Эти работы создали ему репутацию, и они полностью отражают эстетику барокко с её драматизмом и эмоциональностью.

С 1644 года, после вступлением на престол Папы Иннокентия X, Альгарди по популярности обогнал самого Бернини. В 1650 году он встретил Диего Веласкеса, который поспособствовал ему получать заказы также и от испанского королевского двора.

В последние годы своей жизни Алессандро Альгарди управлял большой скульптурной мастерской и сколотил огромное состояние. Классическая манера Альгарди была продолжена его учениками – Эрколе Феррата, Доменико Гуиди и Антонио Рагги, которые после смерти мастера завершили его алтарь Видения Святого Николая в Сан-Никола-да-Толентино. Альгарди умер в Риме 10 июня 1654 года.

Автор текста: Марина Румянцева.





Оставить комментарий