Осмеяние Христа - Стомер Маттиас
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Страдания, которые Христос перенес ради спасения людей, были не только физические, но и нравственные. Оставленный учениками, оболганный священниками, принявший неправедное судейство, Он был передан в руки воинов, которые, развлекаясь, насмехались над Ним. "А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его" (Мк. 15:16-20).
Осмеяние Христа является частым сюжетом в религиозной живописи и входит в цикл иллюстраций Страстей Христовых. Картина Маттиаса Стомера, посвященная этой теме, как бы поделена на две части. В левой изображен Иисус. Он стоит, подняв лицо к небу. Глаза с выражением надежды смотрят вдаль и словно видят Отца Небесного. Открытые губы передают молитву, которую Христос обращает к Богу. Голова Спасителя увенчана терновым венцом, из-под шипов которого стекают капли крови. Руки Христа связаны веревкой наподобие, как связывают агнца перед закланием. Около Иисуса художник оставил пространство, подчеркивая Его одиночество и оставленность в страданиях.
В правой части картины показаны истязатели Иисуса. Их всего три человека, но изображенные плотной группой, уходящей за край полотна, они выглядят массивно и устрашающе. Искаженные злобой и агрессией лица выглядят отталкивающе, особенно, по сравнению с кротким ликом Христа. Один из воинов держит в руке трость, собираясь ударить Пленника.
Темный фон картины создает настроение надвигающейся беды и безысходности. Вместе с тем он символизирует тьму греха и неверия.
История создания
Точное время написания картины "Осмеяние Христа" Маттиасом Стомером неизвестно. В продолжение своей творческой карьеры художник неоднократно обращался к теме Страстей Христовых, каждый раз выражая на своих полотнах новое личное прочтение евангельской истории.
Отношение автора к вере
Рассматривая работы художника, всегда интересно какие темы для разработки берет художник и как он их интерпретирует. Картины показывают не только мастерство живописи, но и уровень эрудиции, веры, духовности их создателя. Главными темами Стомера были религиозные образы, бытовые картины и картины на темы древнеримской истории. Такая подборка являет целостную натуру, интересующуюся историей и современностью, осмысляя их через евангельские истины.
Маттиас Стомер происходил из католической семьи. Вера, усвоенная в детстве, стала его личным выбором, что подтверждается избранием им места жительства и тем для работы. Большинство картин, созданных художником, относились к религиозной тематике и показывали его личное переживание Божественного откровения. Характерно, что последней из созданных им работ, была картина, написанная для алтаря церкви в Киудуно.
Биография
Не смотря на то, что Маттиас Стомер был популярным художником и до нашего времени дошло значительное количество работ мастера, сведения о его жизни чрезвычайно скудны. Родился Маттиас около 1600 года предположительно в городе Амерсфорт, во Фландрии. Позднее, работая в Италии, он получил прозвище по месту своего рождения - Маттео Фламандец. Семья Стомера исповедовала католицизм. Считается, что одной из причин, заставившей его покинуть родину, где хозяйничали испанцы, была активная деятельность инквизиции.
Стомер перебрался в протестантскую Голландию. Но для жизни и работы, художник выбирает Утрехт, город, оставшийся в лоне католицизма. В небольшом городе имелась своя гильдия художников. Здесь творили известнейшие последователей итальянца Караваджо, чьё творчество оказало влияние и на живопись Стомера. Последователи этого направления создавали подчеркнуто реалистичные картины. Типичным для их произведений было выдвинуть фигуры людей на первый план и контрастно разместить их на темном фоне.
Желая совершенствовать свое мастерство, Маттиас осуществил мечту многих художников - отправился в Рим, столицу мировой живописи. В Великий город Стомер прибыл в 1615 году и поступил в мастерскую к утрехтскому живописцу Герриту ван Хонтхорсту. Римский период продлился до 1632 года. Причина, по которой мастер покинул итальянскую столицу, не известна. Затем он до 1640 года работал в Неаполе, позже — в Палермо и его окрестностях (Каккамо, Монреале). Последняя из его известных работ — картины в алтаре церкви в Киудуно (1652 г.).
Дата и место смерти художника достоверно не известны. Время определяют не ранее 1652 года и не позднее 1670 года, место - на Сицилии или в Северной Италии. Маттиас Стомер считается одним из лучших мастеров ночных сцен в живописи XVII века в Западной Европе. Он является автором многочисленных работ на библейские сюжеты и темы римской истории. Картины Стомера находятся в нескольких крупных музеях мира, в том числе — в Эрмитаже.
Автор текста: Ольга Северинова.