«ОТОЙДИ ОТ МЕНЯ, САТАНА!» - Мей Лев Александрович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«ОТОЙДИ ОТ МЕНЯ, САТАНА!»
«ОТОЙДИ ОТ МЕНЯ, САТАНА!»
Автор: Мей Лев Александрович
Жанр: Библейская поэзия
Год создания: 1851 г.
Эпизод в Библии:

Лев Александрович Мей – поэт, драматург и переводчик. Первое стихотворение опубликовал в девятнадцатилетнем возрасте. Позднее, с 1845 года сотрудничал с журналом «Москвитянин», печатая в нем свои небольшие стихотворные произведения и переводы. Более всего прославился своим переложением «Слова о полку Игореве», которое осуществил былинным стихом. Вместе с тем, поэт не был чужд духовных исканий, и как в переводах, так и в оригинальных стихах, неоднократно обращался к библейским сюжетам и образам, создав в 1850-годы циклы «Еврейские песни», «На библейские мотивы». Знаменательно и то, что сегодня среди литературоведов можно встретить оценки, согласно которым последний цикл составляет лучшую часть поэтического наследия Мея. В 1851 году талантливый литератор создает стихотворение на Евангельский сюжет «Отойди от меня, сатана».


В центре сочинения – библейское повествование о трех искушениях Христа в пустыне. Вместе с тем, Мей подходит к своему материалу избирательно. Из трех искушений он избирает лишь третье, о котором говорится в Евангелии от Матфея (Мф.4:8-9) и в богодухновенном повествовании апостола Луки (Лк. 4:6-7). Читатель встречает Христа и искусителя на «первозданной горе». В ярких красках поэт описывает чистоту и святость первого и мрачную злобу второго:

 

И Один был блистательней неба:

Благодать изливалась из кротких очей,

И сиял над главою венец из лучей.

А другой был мрачнее эреба:

 Из глубоких зениц вылетали огни,

 На челе его злоба пылала,

 И под ним вся гора трепетала.

 

В своем поэтическом воображении Мей идет дальше евангельского текста, мастерски изображая лукавство сатаны. Так, враг человеческого рода подобострастно именует Сына Божьего учителем, обращаясь к Нему: «Раввуни!». Используя такое лестное обращение, дьявол еще более прибегает к зрительному эффекту, показывая «во мгновение ока» Христу всю землю. Если в Священном Писании в центре изображения – «все царства мира и слава их» (Мф. 4:8), искуситель в стихотворении Мея прибегает не только к описанию богатого убранства городов, но и к живописным красотам природы. В видении «зыбь океана», «маститые горы», «небесный шатер» и «каменистая степь» перемежаются с «темными нишами» и «мраморными входами». При этом описания земных красот выполнение с большим мастерством и убедительностью. Убедительно дьявол начинает свои показы с описания природных пейзажей и окончивает роскошным портретом упоенного властью правителя Рима – Тиверия:

 

Вкруг чертогов хвалебные оды

Воспевает согласный невидимый клир,

 Призывая с небес благоденственный мир

На текущие кесаря годы,

 Прорицая бессмертье ему впереди,

 И, под стройные клирные звуки,

 Опершись на иссохшие руки,

 Старец, в пурпурной тоге, с змеей на груди,

 Среди сонма Лаис и Глицерий,

 Задремал на одре золотом…

 

Все в этом описании говорит о божественности римского властелина: в честь него раздаются хвалебные оды, ему пророчат «благоденственный мир» и «бессмертье». А сам Тиверий для большей величественности описан Меем как «сопрестольный, соравный бессмертным богам / Властелин полусвета». Именно таково лукавство дьявола: начиная от приятного глазу – закончить лестным уму и сердцу. Но великое в глазах лукавого и людей мира сего – мерзость есть пред Господом. Еще мгновение, и звучит суровый ответ Мессии: «Отойди, отойди от меня, сатана!». На этом стихотворение заканчивается. Все пространные описания земель, древес и вод, вся слава земных царей были необходимы автору лишь для того, чтобы показать силу искушения дьявольского и стойкость Сына Человеческого. Будем же помнить и мы вслед за Меем, какою ценою куплено наше спасение во Христе и лишь Его считать Владыкою всего мира.


Автор: Юлия Ростовцева

Оставить комментарий