«ОТОЙДИ ОТ МЕНЯ, САТАНА!» - Мей Лев Александрович
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Лев Александрович Мей – поэт, драматург и переводчик. Первое стихотворение опубликовал в девятнадцатилетнем возрасте. Позднее, с 1845 года сотрудничал с журналом «Москвитянин», печатая в нем свои небольшие стихотворные произведения и переводы. Более всего прославился своим переложением «Слова о полку Игореве», которое осуществил былинным стихом. Вместе с тем, поэт не был чужд духовных исканий, и как в переводах, так и в оригинальных стихах, неоднократно обращался к библейским сюжетам и образам, создав в 1850-годы циклы «Еврейские песни», «На библейские мотивы». Знаменательно и то, что сегодня среди литературоведов можно встретить оценки, согласно которым последний цикл составляет лучшую часть поэтического наследия Мея. В 1851 году талантливый литератор создает стихотворение на Евангельский сюжет «Отойди от меня, сатана».
В центре сочинения – библейское повествование о трех искушениях Христа в пустыне. Вместе с тем, Мей подходит к своему материалу избирательно. Из трех искушений он избирает лишь третье, о котором говорится в Евангелии от Матфея (Мф.4:8-9) и в богодухновенном повествовании апостола Луки (Лк. 4:6-7). Читатель встречает Христа и искусителя на «первозданной горе». В ярких красках поэт описывает чистоту и святость первого и мрачную злобу второго:
И Один был блистательней неба:
Благодать изливалась из кротких очей,
И сиял над главою венец из лучей.
А другой был мрачнее эреба:
Из глубоких зениц вылетали огни,
На челе его злоба пылала,
И под ним вся гора трепетала.
В своем поэтическом воображении Мей идет дальше евангельского текста, мастерски изображая лукавство сатаны. Так, враг человеческого рода подобострастно именует Сына Божьего учителем, обращаясь к Нему: «Раввуни!». Используя такое лестное обращение, дьявол еще более прибегает к зрительному эффекту, показывая «во мгновение ока» Христу всю землю. Если в Священном Писании в центре изображения – «все царства мира и слава их» (Мф. 4:8), искуситель в стихотворении Мея прибегает не только к описанию богатого убранства городов, но и к живописным красотам природы. В видении «зыбь океана», «маститые горы», «небесный шатер» и «каменистая степь» перемежаются с «темными нишами» и «мраморными входами». При этом описания земных красот выполнение с большим мастерством и убедительностью. Убедительно дьявол начинает свои показы с описания природных пейзажей и окончивает роскошным портретом упоенного властью правителя Рима – Тиверия:
Вкруг чертогов хвалебные оды
Воспевает согласный невидимый клир,
Призывая с небес благоденственный мир
На текущие кесаря годы,
Прорицая бессмертье ему впереди,
И, под стройные клирные звуки,
Опершись на иссохшие руки,
Старец, в пурпурной тоге, с змеей на груди,
Среди сонма Лаис и Глицерий,
Задремал на одре золотом…
Все в этом описании говорит о божественности римского властелина: в честь него раздаются хвалебные оды, ему пророчат «благоденственный мир» и «бессмертье». А сам Тиверий для большей величественности описан Меем как «сопрестольный, соравный бессмертным богам / Властелин полусвета». Именно таково лукавство дьявола: начиная от приятного глазу – закончить лестным уму и сердцу. Но великое в глазах лукавого и людей мира сего – мерзость есть пред Господом. Еще мгновение, и звучит суровый ответ Мессии: «Отойди, отойди от меня, сатана!». На этом стихотворение заканчивается. Все пространные описания земель, древес и вод, вся слава земных царей были необходимы автору лишь для того, чтобы показать силу искушения дьявольского и стойкость Сына Человеческого. Будем же помнить и мы вслед за Меем, какою ценою куплено наше спасение во Христе и лишь Его считать Владыкою всего мира.
Автор: Юлия Ростовцева