Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Деревянную статую Марии Магдалины Донателло изваял в 1454 – 1457 годах для украшения баптистерия Сан-Джованни, что во Флоренции. К этому времени он был уже зрелым, признанным художником, а поздний период его творчества стал характеризоваться обращением к стилю реализма. В настоящий момент скульптура находится во флорентийском Музее Опера-дель-Дуомо.
Эта работа художника нарушила все, традиционные для своего времени, нормы изобразительного искусства. Марию Магдалину тогда было принято изображать молодой, красивой, раскованной женщиной с внешностью, на которую наложила отпечаток её бурная юность. Магдалина же Донателло исполнена глубокого драматизма. Последовательница Христа представлена в образе очень пожилой, если не сказать – старой, женщины, измождённой и страдающей. От былого роскошества её пышных волос остались лишь, свисающие в беспорядке на плечи, пряди. Исхудавшее лицо настолько обтянуто кожей, что кажется маской с тёмными провалами глазниц. Тщательно проработанные резцом, кисти рук сложены перед грудью в молитвенном жесте. Только они в этой скорбной фигуре и выглядят живыми.
Донателло изобразил Марию Магдалину в образе отшельницы, кающейся и наказывающей себя добровольными мучениями, отрешенной от мира и чуждой ему. Её ноги босы, вместо некогда пышных одежд – остатки звериной шкуры. Об одинокой старости и страданиях вопиёт эта скульптура, что, несомненно, отражает и чувства самого художника, которому исполнилось к этому моменту уже 60 лет. Итальянский мастер и историк Джорджо Вазари назвал кающуюся фигуру Магдалины «Впечатляющая».
История создания.
Достоверных сведений о подробностях создания скульптуры «Кающаяся Мария Магдалина» нет. Датировка произведения была определена косвенно, по времени создания её копии в 1455 году, в мастерской Нери ди Бичи. Известно, что Донателло изваял свою Магдалину после того, как прожил десять лет в Падуе.
По имеющимся архивным документам, в 1500 году работа находилась в баптистерии города Флоренции, у юго-западной его стены. Историк итальянского искусства Джорджо Вазари упоминает: «В той же купели, напротив гробницы, можно увидеть деревянную статую Марии Магдалины в покаянии, работы Донателло… каждая часть ее тела отражает совершенное и полное понимание анатомии человека».
С тех пор, статуя была перемещена в несколько раз: в 1688 году она, в связи с заменой купели, была положена на хранение, в 1735 году её возвратили обратно в баптистерий, на этот раз к юго-восточной стене. В 1912 году скульптура была поставлена на прежнее место. Работа Донателло была повреждена в 1966 году разливом реки Арно. Сегодня, после комплекса восстановительных работ, она находится в Музее Опера-дель-Дуомо во Флоренции.
Отношение автора к вере.
Сведения о личной жизни Донателло и чертах его характера крайне скудны. Об отношении мастера к вопросам религии можно судить лишь опосредованно – по его произведениям. Большинство скульптурных композиций Донателло изображают библейских героев и сюжеты обоих Заветов. Безусловно, величайший мастер эпохи Возрождения, был человеком верующим. В своих статуях и рельефных композициях Донателло наделяет Святых человеческими чертами, живыми и естественными. Например, скульптуры Пророков Марка и Иоанна, из раннего периода своего творчества (начало XV века).
В поздних работах мастера усиливаются драматические ноты, например, в деревянной статуе Марии Магдалины (середина XV века) прослеживается возвращение к мотивам готики для более выразительной передачи внутренней экспрессии образа. Его рельефы на тему «Страстей Христовых» изображают мистические преображения Иисуса. Пластика фигур, их жесты отражают всю гамму душевных порывов – от отчаяния до неистовства. В последнем периоде своего творчества, Донателло через библейские сюжеты раскрывает темы страдания, покаяния и отрешенности от земных страстей.
Биография.
Итальянский скульптор Донателло (Donatello) творил в эпоху раннего Возрождения. Работы мастера характеризуются глубоким внутренним смыслом, совершенством форм и экспрессией. Они были и остаются эталоном высокого искусства.
Донателло (уменьшительно-ласкательная форма) от Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolo di Betto Bardi) предположительно родился во Флоренции или в ее окрестностях в 1386 году. Его отец занимался переработкой шерсти, что давало семье неплохой доход, и мечтал передать дело сыну. Юный Донателло же был склонен к творчеству, обладал художественным вкусом и выдающимися способностями. Глава семейства умер, когда Донателло был еще подростком. Мальчик, после смерти отца, остался с матерью, и вынужден был с юных лет самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Будущий знаменитый скульптор обучался ювелирному делу в мастерской, принадлежавшей известному флорентийскому художнику и скульптору, Биччи ди Лоренцо (Bicci di lorenzo). Здесь Донателло освоил технику бронзового литья, в которой были выполнены многие его будущие работы. Ювелирное искусство в те времена было признано наравне со скульптурой, архитектурой и живописью. Мастера-ювелиры создавали декор флорентийского кафедрального собора. Обучение Донателло ювелирному искусству оплачивал его покровитель, банкир и меценат, Мартелли (Martelli).
Своё художественное образование Донателло продолжил уже в Риме, отправившись туда в 1404 году вместе с лучшим другом Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Его учителем стал выдающийся скульптор, архитектор, историк, непревзойдённый мастер рельефных работ Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti). Природное трудолюбие и талант Донателло, наравне с привитыми ему во время обучения навыками, явили миру замечательные скульптуры из мрамора, дерева, бронзы, прославившие своего автора на века. В 1412 году Донателло был принят в гильдию Святого Луки как «скульптор и золотых дел мастер».
Вернувшись из Рима во Флоренцию, мастер стал получать многочисленные заказы от влиятельных особ, завоевал признание и уважение современников. Донателло старался не упускать ни одного предложения, искусство было единственной его страстью. Он не стяжал богатства. В мастерской художника висела корзина, где хранились деньги, полученные за работу, и любой из его учеников мог взять оттуда нужную сумму.
Донателло много путешествовал. Он создавал свои шедевры не только в Венеции и Риме, но и в Пизе, Сиене, Падуе и многих других городах Италии. О его личной жизни сохранилось мало сведений, он не оставил наследников. Умер мастер в 1466 году, в 80-летнем возрасте. Перед своей кончиной он пребывал в затруднительном материальном положении, тяжело и долго болел. Донателло был погребён, с подобающими великому скульптору почестями, в базилике Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo), самом большом храме Флоренции, украшенном его гениальными творениями.
Автор текста: Марина Румянцева.