Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Деревянную полихромную статую Марии Магдалины мастер испанского Барокко Педро де Мена создал во второй половине XVII века. Произведение находится в церкви Святого Михаила в Вальядолиде.
Святая Мария Магдалина была верной и прилежной ученицей Спасителя. Она присутствовала при казни любимого Учителя вместе с Богоматерью, Иоанном Богословом и Жёнами-мироносицами, когда другие Апостолы прятались, в страхе за свою жизнь. Она была и первой, кому Он явился после Своего Воскресения. Средневековые странствующие монахи поклонялись Святой Магдалине, называя её «Апостол Апостолов». Образ Марии Магдалины в христианстве полон самоотверженности, любви и сострадания.
Скульптура представляет Святую Магдалину, стоящую в створе пещеры. Её торс слегка наклонён, правая рука прижата к груди, в левой она держит самодельный крест на длинном древке. На Марии – длинное рубище, скрывающее фигуру. На прекрасном светлом лике – выражение мольбы и печали, взгляд опущен, длинные тёмные локоны волнами разметались по груди. Поза, жесты и выражение лица Марии Магдалины исполнены драматизма.
Произведения Педро де Мена отличаются экспрессивной выразительностью, точной живой пластикой и красочной росписью. Барочные и ренессансные мотивы в его творчестве гармонично сочетают красоту тела с внутренней эмоциональной напряжённостью. Народный стиль полихромной резьбы поражает продуманными цветовыми сочетаниями.
История создания
Деревянную полихромную статую кающейся Марии Магдалины Педро де Мена создал в начале 1660-х годов. Мастер, в течение своей творческой жизни, вырезал несколько скульптур Святой Магдалины, все они красочны, исполнены драматизма и лиричны. Время с 1658 по 1679 годы, период создания этого произведения, считается вершиной скульптурной карьеры мастера. В эти годы Де Мена, в основном, живёт и трудится в Малаге, ненадолго посещая по работе близлежащие города.
В наши дни прекрасная скульптура Магдалины в отшельнической пещере украшает интерьер церкви Сан Мигель в Вальядолиде.
Отношение автора к вере
Семья Де Мена отличалась большой религиозностью, сам Педро был истинным христианином, добродетельным, трудолюбивым и праведным. Благодаря своей работоспособности и известности, он стал автором множества работ в церквях Испании и Латинской Америки. Все три дочери скульптора поступили в цистерцианский монастырь в Малаге, а сам он одно время работал экспертом в испанской инквизиции, оценивая работы коллег.
Светские заказы были редкими в творчестве Педро де Мена и, в основном, связаны с работами для церкви. Живописные, ювелирно исполненные произведения мастера, представляющие Библейские сцены, предельно эмоциональны и одухотворены. К особенностям его пластики относится представление героя в момент духовного подъёма. Де Мена часто подчёркивает физическое несовершенство персонажа, которое напоминает о его грешной человеческой природе, но будто говорит, что всякий верующий может достигнуть Бога.
Биография
Выдающийся испанский мастер эпохи барокко, Педро де Мена (Педро де Мена и Медрано) родился в 1628 году в Гранаде, в семье резчика по дереву Алонсо де Мена. Из мастерской отца, где Педро обучался в юности, вышли многие популярные тогда иконографические типы – «Непорочное зачатие», Святой Иосиф с младенцем Иисусом, сцены Страстей Христовых, в том числе Распятия. К этому времени относятся две сохранившиеся скульптуры святых Петра и Павла (церковь монастыря Сан-Антон, Гранада).
В 1652 году Педро Де Мена предоставил знаменитому скульптору и живописцу, Алонсо Кано, свою мастерскую, поступив при этом к нему в ученики. Учёба у Кано оказала огромное влияние на творчество молодого мастера и позволила ему найти собственный пластический стиль.
Переезд в Малагу Де Мена в 1658 году был связан с предложением участвовать в работе над убранством местного собора. В Малаге Педро де Мена смог преодолеть влияние Кано и даже создать ряд произведений, противоположных творческим позициям учителя. Время с 1658 по 1679 годы является вершиной творчества мастера.
В 1679 году, во время эпидемии чумы, Де Мена заболел, но выжил, хотя и стал испытывать с тех пор большие проблемы со здоровьем. С 1680 года скульптор был вынужден передать выполнение значительной части заказов сотрудникам своей мастерской.
Скульптор скончался в Малаге 13 октября 1688 года, 14 октября состоялись его похороны.
Автор текста: Марина Румянцева.