«Грешница» - Полежаев Александр Иванович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Грешница»
«Грешница»
Автор: Полежаев Александр Иванович
Жанр: Библейская поэзия
Год создания: 1837 г.
Эпизод в Библии:

Александр Иванович Полежаев родился в 1804 г. в селе Рузаевка Пензенской губернии, в поместье Николая Еремеевича Струйского. Отцом поэта был молодой барин Леонтий Струйский, матерью – крепостная девушка Аграфена, в 1805 г. обвенчанная, по распоряжению барыни А.П. Струйской, с саранским мещанином И.И. Полежаевым, который в декабре 1808 г. бесследно пропал.

 

Детство маленького Саши прошло в городе Саранске и в имении Л. Н. Струйского в деревне Покрышкино Саранского уезда. Мать будущего поэта рано умерла и после её смерти (летом 1810 г.) мальчик воспитывался в семье тетки по материнской линии, и ее мужа – крепостных Л.Н. Струйского. Первым учителем будущего поэта был дворовый сапожник. Однако тяга к образованию в мальчике была настолько велика, что «взяв на себя со временем некоторые обязательства» в отношении сына, Леонтий Струйский в 1816 г. отправляет его учиться в Москву, определив в частный пансион. Примерно в те же годы на долю юного Полежаева выпадает новое бедствие: во время обучения мальчика Л.Н. Струйский за убийство своего крепостного был арестован и отправлен с лишением всех прав на поселение в Тобольск, где умер и 1823 г, не оставив сыну даже своего отчества. На помощь пришли старшие Струйские, которые дали возможность Александру закончить образование.

 

Следующим важным этапом в жизни А. Полежаева стало обучение в Московском университете. На последнем году обучения в университете в Московском журнале «Вестник Европы» появляются первые публикации поэта.

 

Кроме стихов, печатавшихся в «Вестнике Европы» и альманахах, А. Полежаев создал несколько повестей в стихах, популярных в студенческой среде. В их числе была, написанная под впечатлением от знакомства с первой главой «Евгения Онегина» А.С. Пушкина поэма «Сашка» (1825). В июне 1826 г., по доносу полковника И.П.Бибикова, за поэму «Сашка», содержавшую свободолюбивые строки, А. Полежаев был принудительно отправлен Николаем I на военную службу.

 

В первые годы военной службы А. Полежаевым были написаны произведения, принесшие ему популярность: «Рок», «Цепи», «Вечерняя заря», «Живой мертвец», «Провидение» и др.

 

Весной 1833 г. Полежаев в составе Московского полка возвратился в центр России. Полк остановился в городе Коврове, а затем - в Москве. Здесь он знакомится с Н.П. Огаревым и А.И. Герценом, вскоре это знакомство переросло в дружбу. В сентябре 1837 г. за самовольный побег на несколько дней из полка подвергся жестокому наказанию розгами. В связи с обострением чахотки и последствиями наказания, А. Полежаев был помещен в Лефортовский военный госпиталь. Будучи уже смертельно больным чахоткой, в конце 1837 г. получил офицерское звание прапорщика, позволявшее ему выйти в отставку. Находясь вторично на излечении в госпитале, А. Полежаев 16(28) января 1838 г. скончался. Похоронен на Семеновском кладбище. Могила не сохранилась.

 

О том, был ли Александр Иванович религиозным, нет достоверных сведений. Но разве не является самым достоверным сведением о том, что волнует поэта, его творчество? Многократно на протяжении всей жизни Полежаев обращался к христианской тематике. Это и поэма на ветхозаветный сюжет – «Валтасар», и стихотворение по евангельским мотивам «Грешница». Последнее из упоминаемых произведений написано поэтом в 1837 году, можно сказать, на смертном одре. И как это символично, что на пороге смерти писатель размышлял о тяжести человеческого греха и силе всепрощения Божия. 

 

Стихотворение начинается прямо со сцены, в которой пришедшие уличают перед Христом преступницу. В Евангелии эти лаконичные строки даются максимально безоценочно: «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии» (Ин. 8:3-4), но поэт посредством метко подобранного эпитета характеризует ватагу законников. Оказывается, речь их – не речь, а «лукавое воззванье»:

 

Скажи нам мнение Свое!» –

И на лукавое воззванье,

Храня глубокое молчанье,

Он нечто – грустен и уныл –

Перстом Божественным чертил

 

Здесь Полежаев-поэт ещё следует за евангельским источником, но в поэтической вариации слов Спасителя: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень» (Ин. 8:7) звучащих в стихотворении почти провокационно – отходит от этого источника.

 

 «Даю вам полную свободу

Исполнить праотцев закон;

Но где тот праведник – где он,

Который первый на блудницу

Поднимет тяжкую десницу?» –

 

Мастерски у автора получается показать ту обличительную силу слов, которыми сокрушил гордость обличителей жены-грешницы Иисус. Потому-то они, эти «дети ухищренья» уходят «с печатью поношенья / На обесславленном челе». Но основной нерв произведения, вся его символическая глубина сосредоточены в словах: «Итак, и я твоей души / Не осужу, – сказал Спаситель, – / Иди в свой дом и не греши!». В этих словах сосредоточена великая богословская мысль, что Христос есть Тот, который «пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:47).

 

Автор: Юлия Ростовцева

FB2

EPUB

PDF

  • И говорят ему: «Она

    Была в грехе уличена

    На самом месте преступленья.

    А по закону мы ее

    Должны казнить без сожаленья:

    Скажи нам мнение свое!»

    И на лукавое воззванье

    Храня глубокое молчанье,

    Он нечто — грустен и уныл —

    Перстом божественным чертил!

    И наконец сказал народу:

    «Даю вам полную свободу

    Исполнить древний ваш закон;

    Но где тот праведник, где он,

    Который первый на блудницу

    Поднимет тяжкую десницу?»

    И вновь писал он на земле…

    Тогда, с печатью поношенья

    На обесславленном челе,

    Сокрылись дети ухищренья,

    И пред лицом его одна

    Стояла грешная жена!

    И он, с улыбкой благотворной,

    Сказал: «Покинь твою боязнь!

    Где обвинитель твой упорный?

    Кто осудил тебя на казнь?»

    Она в ответ: «Никто, учитель!» —

    «Итак, и я твоей души

    Не осужу, — сказал Спаситель, —

    Иди в свой дом и не греши!»

Оставить комментарий