Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморную статую Евы итальянский скульптор эпохи Возрождения Маттео Чивитали создал для украшения интерьера капеллы Иоанна Крестителя Кафедрального собора Генуи в конце XV века.
Ева изображена уже вкусившей от Запретного плода и падшей, о чём говорит фиговая ветвь, которой она прикрывает чресла. Первые люди, до того, как поддались уговорам змея, который «был хитрее всех зверей полевых, созданных Господом Богом» и нарушили Заповедь Создателя, жили в Эдемском саду нагими, в состоянии невинности и гармонии.
Ева стоит в полный рост, в достаточно свободной позе, рукой слегка прикрывая грудь, чуть ли не с вызовом глядя в Небеса. В ней, в отличие от образа Адама, также созданного Чивитали, нет раскаяния. Тело Первой женщины ещё совершенно, исполнено красоты и гармонии, юное лицо прекрасно, но грех уже проник в её душу. Фигуры Адама и Евы, которые до грехопадения были «едина плоть», в капелле находятся на значительном расстоянии друг от друга.
Произведения Маттео Чивитали отличаются красотой образов, изяществом пластических линий и точной техникой исполнения. Игра света и тени на поверхности скульптуры оживляет материал, сообщая ему мягкую динамику, спокойную эмоциональность и Божественную одухотворённость.
История создания
Мраморную статую Евы, украшающую интерьер Кафедрального собора Генуи, Маттео Чивитали создал в конце XV столетия, незадолго до своей смерти. Для Дуомо мастер вырезал из мрамора шесть больших статуй – Первых людей и Святых Исайи, Аввакума, Захарии и Елизаветы.
Кафедральный собор Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) или Дуомо ди Генуя, основанный в начале XII века, является главной святыней города и расположен в его центре, на одноимённой площади. Скульптуры Чивитали находятся в левом нефе собора, в арках часовни Святого Иоанна Крестителя.
Отношение автора к вере
Сведения о личной жизни Маттео Чивитали крайне скудны. Известно, что он родился в семье военного и был крещён в младенческом возрасте. Чивитали – автор многочисленных религиозных скульптур в церквях его родной Лукки и в других тосканских городах.
Образы Библейских героев, созданные Маттео Чивитали из камня, дерева и терракоты, обладают мягким изяществом и одухотворённостью. Они сделаны мастером с большим тщанием и любовью, что, несомненно, отражает его истинное отношение к вопросам религии.
Биография
Маттео Чивитали, которого считают одним из лучших скульпторов тосканской школы XV столетия, родился в Лукке 5 мая 1436 года. Предположительно, был учеником Дезидерио да Сатиньяно. Известен как художник, скульптор, архитектор и военный инженер.
Чивитали прославился созданием гробницы Пьетро да Ночето (1472) в соборе Сан-Мартино в Лукке. Его покровителем стал Доменико Бертини, который потратил значительные средства на украшение собора. Большинство произведений мастера находится в его родной Лукке, но он также много работал и над алтарями Пизанского собора.
Наиболее известные произведения Маттео Чивитали в Лукке: в соборе Сан Мартино – ковчег для хранения древнего кипарисного распятия, считающегося чудотворным (Volto Santo), статуя Святого Себастиана, кафедра, орнаментированная рельефами, скульптурный портрет графа Доменико Бертини, две фигуры коленопреклоненных ангелов и алтарь святого Регула; в церкви Сан-Фредиано – крестильная купель; в церкви Троицы – рельеф Мадонны делла Тосса; на фасаде церкви Святого Михаила – статуя Мадонны с Младенцем. В других итальянских городах также есть работы мастера: в соборе Святого Лаврентия (Генуя) – статуи Адама, Евы, Исайи, Аввакума, Захарии и Елизаветы, в Палаццо Барджелло (Флоренция) – его знаменитый рельеф «Вера».
Маттео Чивитали умер 12 октября 1501 года в Лукке. Его дело продолжил сын, Николао Чивитали, который так же, как и отец, стал скульптором и архитектором.
Автор текста: Марина Румянцева.