Дай Бог! - Евтушенко Евгений Александрович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

Дай Бог!
Дай Бог!
Автор: Евтушенко Евгений Александрович
Жанр: Духовная поэзия
Год создания: 1990

Бунтарь, кумир многих Евгений Евтушенко накануне развала Советского Союза пишет удивительное стихотворение, проникнутое молитвенным обращением к Богу. Строки «молитвы» сразу становятся близки и понятны всем людям, а певец Александр Малинин кладет их на музыку.

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года на станции Зима в Иркутской области. Его отцом был геолог, поэт-любитель Александр Гангнус, а матерью — геолог, актриса и заслуженный деятель культуры РСФСР Зинаида Евтушенко. Благодаря атмосфере, царящей в семье, будущий поэт полюбил литературу еще в детстве. Евтушенко вспоминал: «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском… Благодаря отцу я уже в шесть лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса».

В 1944 году брак родителей распался, и Евтушенко переехал с матерью в Москву. Однако с отцом они продолжали встречаться: Александр Гангнус водил сына на вечера Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского. Также Евтушенко занимался в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района. Однако Евгения нельзя было назвать успевающим учеником. А в 1948 году его и вовсе обвинили в том, что он поджег школьные журналы, и исключили из школы. Тогда 15-летний Евтушенко поехал к отцу в Казахстан, где Гангнус возглавлял одну из геологоразведочных экспедиций.

Из экспедиции Евтушенко вернулся возмужавшим и с пачкой денег. Радостная мать хотела сделать на них ремонт в квартире, но сын ответил: «На эти деньги я куплю себе пишущую машинку. <…> Эта машинка отремонтирует нам квартиру». В 1949 году Евтушенко отнес свои стихи в редакцию газеты «Советский спорт» – единственное издание, куда он к тому времени не успел отдать свои опусы. В итоге первым напечатанным стихотворением Евтушенко стало «Два спорта», где поэт сравнивал нравы советских и американских спортсменов. С того времени произведения Евтушенко начали регулярно публиковать.

В 1952 году вышел первый сборник Евгения Евтушенко «Разведчики грядущего», благодаря которому без документов об окончании школы поэта приняли в Литературный институт им. А. М. Горького и Союз писателей, в котором 20-летний Евтушенко стал самым молодым членом. Однако поэт уделял учебе мало времени, учился плохо, и четвертый курс ему было предложено пройти повторно. Впоследствии поэт и вовсе был исключен из Лита за то, что 8 марта 1957 года единственный на пленуме Московской писательской организации открыто поддержал книгу опального поэта Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», которую лично осудил Никита Хрущёв.

В 1960-е годы Евтушенко вместе с соратниками Булатом Окуджавой, Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Андреем Вознесенским и другими поэтами-шестидесятниками выступал в московском Политехническом музее на творческих вечерах, которые собирали множество слушателей. На одном из таких вечеров была прочитана поэма «Бабий яр» о том, как нацисты массово расстреливали евреев в годы Второй мировой войны, произведение вызвало большой резонанс, «Литературная газета», в которой оно было опубликовано была раскуплена за одно утро. Эта поэма еще более упрочила положение Евтушенко в русской литературе как бунтарское.

И вот в 1990-м году этот бунтарь создает необычайно по своей религиозности произведение «Дай Бог!». Это стихотворение стало путеводной звездой для русской интеллигенции времен развала Советского Союза. В тот момент, когда утративший прежние идеалы народ оплакивал своё сиротство, поэт предлагал обратиться с молитвой к Небесному Отцу. Его молитва объемлет всех, и слепых, и горбатых, увечных телом, покалеченных душой, обо всех возносит автор в Горняя свои прошения. Вместе с тем, несмотря на кажущуюся наивность стихотворения, в нем слышны реалистические и глубоко трагические нотки:

Дай бог быть Богом хоть чуть-чуть,
но быть нельзя чуть-чуть распятым.

Вместе со Христом, пророчествовавшим: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его» (Мф.17:22), поэт говорит о неминуемой плате за всякий дар свыше (Иак. 1:17). И, несмотря на возможное распятие, он стремиться стать для своего народа Мессией «хоть чуть-чуть», чтобы тоже иметь право указывать верный путь. В стихотворении отразились черты упадка времени, когда государство словно куш растаскивалось и делилось сильными мира. И не случайно тема честности и богатства звучит в стихотворении так иронично: 

Дай бог не вляпаться во власть
и не геройствовать подложно,
и быть богатым — но не красть,
конечно, если так возможно.

В другом катрене мы видим мотив драки, который в контексте темы богатства и денег порождает обертоны дележа, но и в этом случае лирический герой не забывает о родном и близком – о своем Отечестве, которое боится потерять.

Дай бог поменьше рваных ран,
когда идет большая драка.
Дай бог побольше разных стран,
не потеряв своей, однако.

В следующем четверостишии, что очень характерно для эпохи, в которую творит поэт, тема бедности и родной страны сливаются в одну.

Дай бог, чтобы твоя страна
тебя не пнула сапожищем.
Дай бог, чтобы твоя жена
тебя любила даже нищим.

Последующие два четверостишия поднимают уже не патриотические, а сугубо духовно-нравственные вопросы. Впервые в стихотворении встречается образ Христа, которого лирический герой Евтушенко жаждет встретить на яву, в женском или мужском обличии.

Дай бог лжецам замкнуть уста,
глас божий слыша в детском крике.
Дай бог живым узреть Христа,
пусть не в мужском, так в женском лике.

В этом катрене поэт выступает как наследник христианской культуры, поэтический продолжатель новозаветных текстов, ибо в Послании к Галатам апостола Павла говорится: «нет мужеского пола, ни женского, нет раба ни свободного, но все и во всех Христос» (Гал. 3:28). Осмысляя слова Спасителя: «возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34),  поэт с скорбью отмечает: 

Не крест — бескрестье мы несем,
а как сгибаемся убого.

Предчувствуя трагизм безверия в своём народе, автор молитвенно обращается к Богу и просит у Него Его Самого. И разве можно не просить Того, Кто Весь есть «путь, истина и жизнь» (Ин.14:6), без которого ничего невозможно сделать (Ин.15:5.).

 

Чтоб не извериться во всем,
Дай бог ну хоть немного Бога!

В завершении стихотворения вновь чувствуется та соборность, которой причастен автор. Поэт просит всего и для всех, чтобы никому не было обидно.  

Дай бог всего, всего, всего
и сразу всем — чтоб не обидно…

Но тут же добавляет:

Дай бог всего, но лишь того,
за что потом не станет стыдно.

И думается, что этот стыд, о котором молит избавить его поэт, вовсе не тот идеологический стыд, о котором писал Н. Островский («Как закалялась сталь») в период тридцатых. В свете христоцентризма поэзии Евтушенко грядущий стыд – это стыд на Страшном суде, когда «каждый от своих дел или прославится, или постыдится».

Автор: Юлия Ростовцева

FB2

EPUB

PDF

  • Дай Бог! - Евгений Евтушенко

    Дай Бог слепцам глаза вернуть

    и спины выпрямить горбатым.

    Дай Бог быть Богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым.

    Дай Бог не вляпаться во власть

    и не геройствовать подложно,

    и быть богатым — но не красть, конечно, если так возможно.

    Дай Бог быть тертым калачом,

    не сожранным ничьею шайкой,

    ни жертвой быть, ни палачом,

    ни барином, ни попрошайкой.

    Дай Бог поменьше рваных ран,

    когда идет большая драка.

    Дай Бог побольше разных стран, не потеряв своей, однако.

    Дай Бог, чтобы твоя страна

    тебя не пнула сапожищем.

    Дай Бог, чтобы твоя жена

    тебя любила даже нищим.

    Дай Бог лжецам замкнуть уста,

    глас божий слыша в детском крике.

    Дай Бог живым узреть Христа,

    пусть не в мужском, так в женском лике.

    Не крест — бескрестье мы несем, а как сгибаемся убого.

    Чтоб не извериться во всем,

    Дай Бог ну хоть немного Бога!

    Дай Бог всего, всего, всего

    и сразу всем — чтоб не обидно…

    Дай Бог всего, но лишь того,

    за что потом не станет стыдно.

  • Дай Бог! - Евгений Евтушенко

    Дай Бог слепцам глаза вернуть

    и спины выпрямить горбатым.

    Дай Бог быть Богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым.

    Дай Бог не вляпаться во власть

    и не геройствовать подложно,

    и быть богатым — но не красть, конечно, если так возможно.

    Дай Бог быть тертым калачом,

    не сожранным ничьею шайкой,

    ни жертвой быть, ни палачом,

    ни барином, ни попрошайкой.

    Дай Бог поменьше рваных ран,

    когда идет большая драка.

    Дай Бог побольше разных стран, не потеряв своей, однако.

    Дай Бог, чтобы твоя страна

    тебя не пнула сапожищем.

    Дай Бог, чтобы твоя жена

    тебя любила даже нищим.

    Дай Бог лжецам замкнуть уста,

    глас божий слыша в детском крике.

    Дай Бог живым узреть Христа,

    пусть не в мужском, так в женском лике.

    Не крест — бескрестье мы несем, а как сгибаемся убого.

    Чтоб не извериться во всем,

    Дай Бог ну хоть немного Бога!

    Дай Бог всего, всего, всего

    и сразу всем — чтоб не обидно…

    Дай Бог всего, но лишь того,

    за что потом не станет стыдно.

Оставить комментарий