Благословение Иакова - Рембрандт Харменс ван Рейн

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Благословение Иакова
Благословение Иакова
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Картинная галерея, Кассель
Произведение: Благословение Иакова
Жанр: Художественное
Год создания: 1656 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи

Описание произведения


Полное название произведения Рембрандта ван Рейна - «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема». Создано оно было на основе сюжета из книги Бытия, где рассказывается о благословении, которое дал Иаков своим внукам.

На картине патриарх, будучи уже в почтенном возрасте, находит в себе силы приподняться на кровати, чтобы возложить руки на юных сыновей Иосифа. Несмотря на преклонные годы и одолевающие болезни, Иаков изображён как человек, исполненный достоинства и мудрости. Его правая рука касается головы младшего внука, Ефрема, поскольку ему было предназначено стать родоначальником великого народа.

Подле изголовья кровати стоит Иосиф со своей женой. Они смиренно и с благоговением наблюдают происходящее таинство. Расшитый головной убор сына Иакова и роскошный наряд из дорогих тканей его жены гармонируют с красным бархатным покрывалом на ложе. Торжественность обстановке придаёт приглушённый свет. В комнате царит полумрак, и лишь лица персонажей озарены каким-то особым божественным сиянием, которое подчеркивает сакральность действия. Широкие мазки кисти, глубокие тона на картине передают атмосферу подлинного религиозного чувства, которым охвачены члены семьи.


История создания


«Благословение Иакова» знаменует уже поздний период творчества Рембрандта ван Рейна. Потеряв любимую жену, художник все свои силы направляет в живопись, которая стала для него утешением в непоправимом горе. Способность мастера глубоко проникать в суть характеров своих персонажей отразилась и в этой работе. Все герои имеют живую мимику, отражающую внутренние переживания. Между тем, произведение довольно сдержано, без лишних отвлекающих деталей. Чувствуется влияние религиозного сознания и благочестия кальвинистской Голландии.

В качестве моделей для изображения людских фигур выступили амстердамские бюргеры того времени: Петер Скривериус, Виллем Схрейвер, Вендела де Граф и их сыновья. Художник избегает конфликта, имевшего место в повествовании. Он изображает Иосифа, покорно принявшего волю отца благословить детей не по старшинству. Для поздних работ Рембрандта характерно укрупнение фигур, что обеспечивает более тесный контакт со зрителем. Здесь же проявился его интерес к теме родственных связей. Одно из выдающихся произведений живописца в настоящее время хранится в Картинной галерее Касселя.


Отношение автора к вере


Рембрандт ван Рейн – не просто выдающийся живописец, чьи работы известны далеко за пределами Голландии. Его произведения на библейскую тематику, которых написано немало, передают глубинные переживания самого автора.

Семья матери художника сохраняла твердую приверженность католической вере так же, как и его первый лейденский учитель живописи – Якоб ван Сваненбюрх. Это, безусловно, оказало большое влияние на личные духовные убеждения художника.

Картины Рембрандта пронизывает нравственная красота персонажей, отсутствие явных конфликтов, стремление к познанию внутреннего мира человека, сложному и порой противоречивому. Даже в воспроизведении самых непростых сценах из Писания мастер ищет возможность не обвинить, а оправдать (как, например, в картине «Возвращение блудного сына»). Это свидетельствует о высоких моральных качествах и ценностях Рембрандта, использовавшего полотно как средство выражения своих религиозных воззрений.


Биография


Будущий великий художник, полное имя которого – Рембрандт Харменс ван Рейн, появился на свет 15 июля 1606 года в Голландии в семье богатого мельника. Мать его была искусным пекарем, а потому никто из десяти детей, кроме Рембрандта, не задумывался о художественном образовании, все они пошли по стопам родителей.

Во время обучения и в Латинской школе, и в Лейденском университете юный живописец восхищал учителей своим талантом. В мастерской Якоба ван Сваненбюрха он провёл почти три года, потом уехал в Амстердам, где обучался живописи у Питера Ластмана. Ненадолго вернувшись в родной Лейден, Рембрандт окончательно принял решение жить и работать в Амстердаме. К 22 годам он уже был известен как великолепный портретист. Немало работ было посвящено его любимой жене Саскии, с которой художника связывали нежные и трепетные чувства, дающие безграничное вдохновение в творчестве.

30-е годы XVII столетия стали периодом расцвета творчества Рембрандта. Он получал много заказов, собирал коллекцию произведений итальянских и фламандских мастеров. Но яркая и насыщенная жизнь закончилась после смертей его новорожденных детей и жены. Эти события, а также нежелание живописца следовать общепринятым канонам в работах, повлекли за собой ухудшение его материального и эмоционального состояния.

В 1653 году Рембрандт передал почти все имущество сыну Титусу, а через три года объявил о своём банкротстве. Остаток жизни художник провел в еврейском квартале на окраине Амстердама. Там он и скончался 4 октября 1669 года, всего на год пережив собственного сына. Несмотря на непростую судьбу, Рембрандт ван Рейн остаётся знаменитым и почитаемым художником не только на родине, но и во всём мире.


Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.



Оставить комментарий