Бичевание Христа - Пьеро делла Франческа

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
 Бичевание Христа
Бичевание Христа
Автор: Пьеро делла Франческа
Местонахождение: Национальная галерея Марке, Урбино, Италия
Произведение: Бичевание Христа
Жанр: Художественное
Год создания: 1460 г.
Эпоха/течение: Раннее возрождение

Описание произведения


Произведение Пьеро делла Франческа посвящено эпизоду Страстей Христовых - сцене бичевания Господа римлянами до вынесения Ему смертного приговора о распятии: «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам» (Ин.19:1-3). 

Сцена бичеваниях Христа смещена вглубь картины и происходит в выложенной плиткой галерее, написанной с великолепным знанием перспективы и ракурсов. Это свидетельствует о том, что  Пьеро делла Франческа имел глубокие познания  в области  математики и геометрии. Помимо фигуры самого Христа и его истязателей, мы видим сидящего человека, который, вероятно, символизирует Понтия Пилата. По ряду других признаков этот персонаж соотносится с византийским императором Иоанном VIII Палеологом.

В правой части произведения на переднем плане изображены три не связанных друг с другом фигуры, явно безразличные к происходящему на втором плане истязанию.  Личность этих персонажей и связь с представленными событиями являются источником непрерывных споров. Возможно, здесь изображены герцог Урбино с советниками, которые задумали убить его. Мужчина с бородой вполне может быть Иудой, средневековым астрологом или представителем Османской империи, завоевавшей Константинополь в 1453 году. Не исключено также, что таким образом художник хотел аллегорически показать грозящую церкви опасность.

Стоит отметить и разницу в освещении обеих половин, на которые разделена картина. Сцена бичевания освещается справа, а, предположительно, «современный» для художника пейзаж — слева. Установлено, что изначально на раме картины была начертана латинская фраза «Convenerunt in Unum», взятая из второго псалма«и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его». Эта же фраза цитируется в Деяниях апостолов (4:26) по отношению к Пилату, Ироду и иудеям.

В чем бы ни заключалась суть этой мистической картины, точно спланированная композиция и не поддающийся расшифровке смысл и по сей день приковывают к себе внимание. 

История создания


Сам факт создания данной картины прошел незамеченным – почти три столетия о ее существовании не было никаких записей, и лишь в прошлом веке искусствоведы оценили достоинства этого произведения. В настоящее время она считается одним из самых загадочных и оригинальных произведений живописи. 

Согласно традиционной трактовке, общепринятой в Урбино, загадочная троица изображает Оддантонио да Монтефельтро, первого герцога Урбино, стоящего между двух своих советников — Манфредо дей Пио и Томмазо ди Гвидо дель Аньело. Все трое были убиты 22 июля 1444 года. Ответственность за смерть Оддантонио возлагалась на советников, так как именно их непопулярное в народе правление привело к роковому заговору. С этой точки зрения, картина, которая могла быть заказана Федерико да Монтефельтро, братом Оддантонио, унаследовавшим титул герцога Урбино после его смерти, проводит аналогию между гибелью безвинного Оддантонио и судьбой Христа. 


Отношение автора к вере

О личной жизни и духовных поисках Пьеро делла Франческа почти не сохранилось сведений. Очевидно, что художник жил в ту эпоху, когда религия была основополагающей частью жизнью каждого человека, потому и сам живописец воспитывался в христианской вере и исповедовал божественные истины через свои произведения - библейские темы были главным направлением в творчестве художника.

Пьеро делла Франческа понимал, что ему дарован не только  живописный талант и истинный дар колориста, но и  дар понимания точных наук. В своих работах художник всегда добивался впечатления просветленной торжественности, гармоничной целостности картины мироздания. Всем его произведениям присуще внутреннее благородство и одухотворенная возвышенность.


Биография


Пьеро делла Франческа -  итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения.  Родился в небольшом селении Борго-Сан-Сеполькро, в Тоскане, в 1415/1420 г. Работал в ПеруджеЛоретоФлоренцииАреццоМонтеркиФеррареУрбиноРиминиРиме, но всегда возвращался в родной городок, где с 1442 года он являлся городским советником и последние два десятилетия жизни провёл именно там.

Считается, что авторский стиль Пьеро формировался под влиянием флорентийской школы живописи. Возможно, он был учеником неизвестного живописца из Сиены. В 1439 году под руководством Доменико Венециано художник работал над украшением фресками церкви Санта-Мария-Нуова во Флоренции. Благодаря этой работе он совершенствовал своё мастерство, познакомился с перспективой и созданием освещения.

В последние годы Пьеро стал терять зрение и углубился в изучение математики. Пьеро является автором двух математических трактатов: «О перспективе в живописи» (хранится в Амброзианской библиотеке Милана) и «Книжица о пяти правильных телах». Вероятно, своими научными работами он снискал больший авторитет в XVI—XVII вв., чем живописью. «Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется, ибо всё видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей». 

Пьеро делла Франческа обладал большим чувством красоты, прекрасным рисунком, нежным колоритом и необыкновенным для его времени знанием технических сторон живописи, особенно перспективы. Его творчество заложило основы искусства Возрождения в живописи Средней и Северной Италии, оказало значительное воздействие на развитие венецианской и флорентийской школ.

Скончался художник в своем родном селении в 1492 году.


 Автор текста: Миненко Евгения.




Оставить комментарий