Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
В основе картины лежит библейский сюжет из Ветхого Завета. Царь Артаксеркс женился на Есфирь, приемной дочери привратника Мардохея. Мардохей был иудеем, который в свое время раскрыл заговор против царя, чем спас его и одновременно погубил друзей богатого вельможи Амана, который затаил на него злобу. Аман долго вынашивал план, как погубить Мардохея и весь иудейский народ. Он подготовил по этому случаю указ, и царь его подписал. Отважная Есфирь, по просьбе Мардохея, решается спасти свой народ.
Художник изображает момент обличения заговора вельможи Амана смелой Есфирь. За круглым столом изображены три фигуры. В центре – царь Артаксеркс, только что получивший известия о коварном плане своего близкого вельможи. Его фигура возвышается над всеми остальными, он одет в дорогие парчовые ткани, украшенные мехом и драгоценными камнями, на голове поверх тюрбана надета корона. Правая рука царя согнута в локте, в ней скипетр, которым он указывает на жену – Есфирь, а локтем одновременно отгораживается от предателя – Амана. Психологически точно художник передает чувства, охватившие царя в тот момент: ярость, досаду из-за предательства. Лицо царя напряженно и сосредоточено, он крепко стиснул губы, взгляд устремлен в пространство за зрителем. Справа от него – Есфирь, которая только что закончила свою обличительную речь и села на стул, положив руки на стол. Ее фигура исполнена достоинства и также крайне напряжена, она выполнила свой долг – раскрыла замысел предателя. Композиционно Артаксеркс и Есфирь колористически написаны в одной теплой гамме и выделены светом, составляя антитезу третьей фигуре.
Третья фигура – вельможи Амана - помещена справа от царя. Он сидит с поникшей головой, согнувшись над маленьким блюдом, которое держит в руках. Он затаился в ожидании гнева своего царя, опозоренный горькой правдой. Его фигура помещена в тени, несколько в стороне от царя и его супруги. Его одежда, хитон темно-бордового цвета, сливается с фоном картины, его фигура будто растворяется на полотне. Одежды царя и царицы изумительно красиво прописаны, зритель ощущает глазами парчовые ткани, золотое шитье, драгоценные камни, меха – весь спектр восточного великолепия.
Художник создал прекрасный образ отважной и смелой женщины – юная Есфирь, жена персидского владыки, с чистыми помыслами нарушает устоявшиеся правила придворного этикета, рискуя жизнью, она входит без приглашения к царю на пир, говорит правду и сохраняет этим свой народ.
Рембрандт обращается к ветхозаветной истории, в которой Бог спасает свой народ, несмотря на все могущество и коварство придворных, спасает через юную женщину, которая не побоялась позора. Визуальными средствами художник передает главную идею своего произведения: насколько бы не была горька правда, сопряженная с тяжестью ее высказывания, она должна быть явлена, а зло обличено. Только ясность и честность могут быть основой любых отношений, государственного устройства и жизни.
История создания
Рембрандт неоднократно обращался в своем творчестве к истории Есфири. В двадцать лет он впервые, в соавторстве с Ливенсом, запечатлел Артаксеркса, яростно сжавшего кулаки после рассказа Есфири о преступном поведении Амана. В 1660 году он создал рассматриваемую здесь картину. В последнее десятилетие своей жизни Рембрандт еще дважды возвращается к этой теме: «Аман узнает свою судьбу» (около 1665 г. Государственный Эрмитаж) и «Аман умоляет Эсфирь» (1669 г. Бухарестский музей).
Картина поступила в ГМИИ в 1924 г. из Румянцевского музея. Сначала, с 1662 г., она находилась в собрании Я. Хинлопена, Амстердам; затем в собрании Гелфинк. В 1760 г. она была продана на аукционе из собрания Г. Хута, Гаага. В 1764 г. она поступила в Эрмитаж из собрания И.Э. Гоцковского. С 1862 г. хранилась в Румянцевском музее.
Отношение автора к вере
Выбор евангельского сюжета для написания полотна говорит о хорошем знании Священного Писания, о желании выразить то главное, чему учит Спаситель примером Своей жизни на страницах Евангелия. Христос не раз говорил ученикам о главенстве веры и доверии Богу. Без веры человека Христос не мог совершить ни одного чуда.
Кому как не Рембрандту было знать тяжесть испытаний и перемен: политических, религиозных, личных, но доверие к Богу помогало ему преодолевать любые трудности.
Значимое место в его творчестве занимают полотна на библейские сюжеты. Он проживал жизнь каждого персонажа, чувствовал их душевный настрой. Поэтому так богат душевный мир человека на его портретах.
Все творчество художника пронизано поиском нравственных основ в человеке, христианским отношением к истории, личности, нации. Портреты, исторические персонажи, библейские и евангельские сюжеты – это то, что писал художник на своих полотнах, это было его источником творчества и жизни.
Биография
Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1607 года в Южной Голландии, в старинном городе Лейдене. Его отец Харменс ван Рейн был состоятельным человеком. Он владел мельницей, солодовней и несколькими домами. Его супруга Корнелии Нельте была дочерью пекаря и неплохо разбиралась в кулинарии, семейный стол всегда был полон вкусных блюд. Семейство было большое, Рембрандт был шестым ребенком. Семья никогда не испытывала материальных трудностей, но жила скромно, строго соблюдала все католические правила. Родители художника даже после Нидерландской революции не изменили своего отношения к вере.
Мальчик начал посещать латинскую школу, но особыми успехами не отличался. Юного Рембрандта в меньшей степени интересовали точные науки, он большую часть времени посвящал рисованию. Детство его было счастливым, родители видели увлечения сына и в 13 лет отдали обучаться к нидерландскому художнику Якобу ван Сваненбургу. В 1623 году юноша отправляется в столицу, где вторым его учителем становится живописец Питер Ластман, обучавший Рембрандта живописи и гравюре.
В 1626 году Рембрандт вместе с художником Яном Ливенсом в родном Лейдене основал собственную мастерскую. Это позволило Рембрандту быстро добиться успеха. Почти два года он жил у Хендрика ван Эйленбюрха, крупного торговца живописью, который помог улучшить благосостояние мастера и обучить важным коммерческим принципам. В июне 1633 года Рембрандт обручился с двоюродной сестрой Эйленбюрха, Саскией, и через год состоялась их свадьба.
Ранние произведения художника, «Валаам и ослица» (1626 г.), «Мученичество Св. Стефана» (1625 г.), отличаются сложной композицией, динамикой поз, обилием персонажей. После женитьбы в его картинах остается та же динамика поз, но появляются психологические мотивы. Счастливый брак длился недолго, в возрасте 30 лет Саския умирает, успев родить четверых детей, из которых в живых остался только сын Титус.
В 1642 году в жизни Рембрандта появляется другая женщина – верная подруга и спутница жизни Хендрикье Стоффельс. Изначально она была няней Титуса, но затем становится невенчанной женой Рембрандта. Оформить брак по всем правилам Рембрандт не мог, потому что тогда он бы лишался права пользоваться наследством, оставшимся после Саскии. Хендрикье героически служила ему несмотря на то, что окружающее общество всячески её оскорбляло.
Наступает трудный период испытаний, лишений, общественного отвержения. Его имущество, картины, мебель и дом, распродается с аукциона. Хендрикье и Титус по совету юриста создали компанию, взявшее на себя право представлять интересы Рембрандта. Он получил кров, пропитание и уход.
Так живописец и гравер, известный на все Нидерланды, кому поэты посвящали стихи, о ком историки начинали собирать свидетельства и документы еще при жизни, обрёл единственную возможность жить дальше и заниматься живописью. Хендрикье, отвергнутая обществом как падшая женщина, спасла его. Они переехали в маленький дом в народном квартале, где жили ремесленники, граверы.
Оставшаяся часть жизнь Рембрандта постоянно омрачалась смертями близких людей. Но Рембрандт продолжает писать. В Амстердаме царила чума, и Хендрикье умирает в 1663 году. Удар был тяжек, но Рембрандт не прекратил работать. Он читал Библию, и этого ему было достаточно. Он толковал на своих полотнах, стремился постичь смысл и глубину Божественного промысла. В завершении своего пути он создает картину «Еврейская невеста» (около 1666 г.). Это выражение мыслей Рембрандта о человеческой любви. Здесь он хотел показать, что красота жизни и любви вечна, несмотря на смерть, болезни, горе потерь. Рембрандт, переживший потерю своих любимых, создал картину, прославляющую такой союз.
Автор текста: Чердинцева Лидия Николаевна.