Жертвоприношение Исаака - Тьеполо Джованни Баттиста
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Авраам уже в преклонных годах родил обещанного наследника и ожидал в нем умножения потомства, как и говорил ему Бог. Вместо этого Господь повелел принести единственного сына во всесожжение на одной из гор в земле Мориа. Авраам доверяя Богу, совершил трехдневный путь. Придя на место, он связал Исаака и положил его поверх дров на приготовленный жертвенник. Но занесённую руку с ножом остановил явившийся ангел: "Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня" (Быт. 22:11-12). Вместо Исаака в жертву был принесен запутавшийся в кустах овен.
Принесение Авраамом в жертву своего единственного и долгожданного сына является одним из самых эмоциональных и трудно понимаемых мест Ветхого Завета. Библейский рассказ показывает, что и на долю праведников выпадает много испытаний, а послушание Богу -единственно верный выбор в тяжёлые дни. Апостол Павел в Послании к Евреям говорит о вере праотца: "Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование" (Евр. 11:17-19). Так же этот эпизод толкуется отцами Церкви как прообраз крестной жертвы Иисуса Христа, Сына Божьего.
На своей фреске Джованни Баттиста Тьеполо показал каменный уступ, внешне напоминающий жертвенник, на котором сложены дрова, а поверх их сидит связанный юноша. Художник изобразил Исаака с крепким развитым телом, не только придерживаясь вкусов своей эпохи, но и желая показать его послушание воле отца. Одновременно юное, почти детское лицо передаёт глубину его веры, по-детски безграничной. За спиной сына изображен Авраам, замахнувшись ножом. Об энергии, вложенной в этот жест, говорит раздувшаяся багровая накидка и отлетевшие в сторону волосы бороды. Для заклания жертвы не требовалось такого усилия, но оно необходимо, чтобы преодолеть закон естественной привязанности. Напротив Авраама в облаке парит ангел, жест его рук призывает остановиться и внимать сказанному. Вверху изображен золотистый луч света, идущий к жертвеннику, он символизирует присутствие Бога. В правом нижнем углу фрески среди травы видна голова овна, готового заместить Исаака на жертвеннике.
История создания
Фреска "Жертвоприношение Исаака" написана Джованни Баттиста Тьеполо в период 1726-29 годов. Она входит в роспись архиепископского дворца в Удине, которую художник выполнил по заказу Дионисио Дельфино. Эта работа стала одним из первых крупных монументальных циклов в творчестве живописца и принесла Тьеполо европейскую известность. Написанные на стенах дворца фрески демонстрируют виртуозную технику, светлый колорит, неожиданные красочные сочетания.
Сюжет особенно дорог автору, так как он стал первым выполненным юным художником на заказ более десяти лет назад.
Отношение автора к вере
Родился художник в Венеции в 1696 году и вскоре был крещён в местной приходской церкви. Мальчик был назван в честь крестного отца дворянина Джованни Баттиста Дориа, а его небесным покровителем стал Иоанн Креститель.
В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ, им стала картина на религиозную тематику - "Принесение Исаака в жертву". Этот библейские сюжет рассказывает об испытании веры праотца Авраама, за которое Бог благословил его потомков. В этом смысле первая картина Тьеполо также оказалась пророческой, Бог благословил его труд, сделав знаменитым и востребованным живописцем. В настоящее время более шестисот картин Тьеполо находятся в музеях по всему миру.
Семейная жизнь художника так же была счастливой. В браке у Тьеполо родилось девять детей. Двое сыновей продолжили дело отца, а третий - стал священником. В последние годы жизни художник с сыновьями был приглашён испанским королём для росписи дворца, но одновременно в этот период им было написано множество алтарных образов. Джованни Баттиста Тьеполо прожил долгую жизнь, он умер на семьдесят пятом году жизни в Испании и был погребен в церкви Святого Мартина в Мадриде.
Биография
Джованни Баттиста Тьеполо - крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы, родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье шкипера Доменико Тьеполо. Отец умер через год после рождения сына, и мать Орсетта одна воспитывала шестерых детей, испытывая постоянную нужду.
Первым наставником в живописи Джованни Батиста стал венецианский художник Грегорио Ладзарини. Также заметное влияние на формирование собственного стиля Тьеполо оказали Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта. Первая картина, выполненная на заказ, была исполнена живописцем в возрасте 19 лет и называлась "Принесение Исаака в жертву".
В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и, начав самостоятельную карьеру, вступил в гильдию живописцев Фралья. В 1719 году Тьеполо женился на Марии Сесилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джанантонио. В этом браке родилось девять детей, двое из которых стали художниками и работали вместе с отцом.
Одним из первых крупных монументальных циклов в творчестве Тьеполо стал ансамбль архиепископского дворца в Удине, которые он выполнил по заказу Дионисио Дельфино в 1726 - 1728 годах. Написанные здесь фрески демонстрируют виртуозную технику, светлый колорит, неожиданные красочные сочетания. По завершении этого цикла художник много работал на севере Италии, расписывая дворцы и церкви, исполняя алтарные образы. В 1740 году Тьеполо украсил фресками потолок на втором этаже Скуолы Кармини.
С 1751 по 1753 год Тьеполо с сыновьями работал в Вюрцбурге, создав фрески для плафона Императорского зала в резиденции епископа – правителя Франконии. Их темой стали факты из жизни Фридриха Барбароссы. Сцены построены с широким применением оптических эффектов, создающих иллюзорное пространство, с барочной динамикой и монументальным размахом.
После возвращения в Венецию в 1753 году Тьеполо возглавил Академию живописи и скульптуры. В 1762 году по приглашению испанского короля художник вместе с двумя сыновьями прибыл в Мадрид для работы в королевском дворце. Последний период своей жизни с 1762 по 1770 год художник работал в испанской столице. В это время слава Тьеполо становится общеевропейской. В Мадриде Тьеполо выполнил роспись плафона тронного зала дворца, множество алтарных образов и станковых картин. Произведения представляют собой последний взлет итальянского барокко – монументального и торжественного. Соперником Тьеполо в Мадриде становится немецкий художник Менгс, представитель набирающего силу неоклассицизма.
Джованни Баттиста Тьеполо умер 27 марта 1770 года и был похоронен в церкви Святого Мартина в Мадриде.
Автор текста: Ольга Северинова.