Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы. Согласно Новому Завету, распятый Христос призывает Богородицу усыновить своего ближайшего ученика — апостола Иоанна, который с того момента «взял Её к себе» на своё попечение (Ин.19:25–27). Она пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14) и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа (Деян.2:1–14).
Успение Богоматери отмечается как праздник в Православной и Католической церкви. Церковное предание сообщает, что в этот день апостолы были чудесным способом собраны из различных стран в Иерусалим для прощания и погребения Девы Марии. В православии Успение входит в череду главных двунадесятых праздников.
До VIII века в латинских церквях встречаются редкие свидетельства о празднования Успения. В настоящее время в Католической церкви существует догмат о взятии Девы Марии душой и телом на небеса после окончания Её земной жизни.
Картина Луки Джордано "Вознесение Девы Марии" композиционно разделена на три яруса. По мере удаления меняется цветовая гамма, и фон из серо-бежевого становится золотым. В нижней части показаны музицирующие ангелы. Остальное пространство картины заполнено облаками, которые в Ветхом Завете являлись символом присутствия славы Божией.
В средней части картины Дева Мария, в красном одеянии и синей мантии, в сопровождении херувимов возносится на облачном столпе к Небесному Отцу. Она исполнена неподдельной величественности и радостной торжественности. В небесах ликуют ангелы и праведники. А самый верх неба, куда направлено движение вознесения, наполнен неприступным светом.
История создания
Картина "Вознесение Девы Марии" написана художником около 1700 года. В 1700 году скончался Карл II, удостоивший Джордано звания живописца короля и даровавший ему дворянское звание. Возможно, кончина покровителя и определила тему данного произведения.
В работе Джордано прослеживается дань уважения к одноименной работе Тициана, принесшей ему славу в Венеции. Это выражается в нарушении традиционного изображения Пречистой Девы, здесь Она представлена в взволнованной позе. Также праведников отличает очень эмоциональная жестикуляция.
Отношение автора к вере
Художник при рождении получил имя, какое носил первый христианский художник - апостол и евангелист Лука. Вполне возможно, что выбор родителями такого имени был не случаен. Его отец тоже был художником, хотя и не знаменитым, и с раннего детства он учил сына живописи. Когда Джордано состоялся как мастер, его приняли в неаполитанскую гильдию живописцев, носившую имя святого Луки. Не могло не оказать влияние на растущего Джордано и его окружение: историки говорят о ярко выраженной набожности неаполитанцев XVII века.
Лука работал быстро, из-за чего получил прозвище Фа-Престо, и его упрекали в небрежности, театральности и декоративности. Но упреки делались в сравнении с его предыдущими работами, где Джордано показал вершину своего мастерства живописца. И все же произведения художника поистине вдохновенны, продуманы и искусно исполнены. Ощущая величину отпущенного ему таланта и скоротечность жизни, Джордано торопился творить и в этой своей пламенности его можно сравнить с другими апостолами, братьями Иаковом и Иоанном, которых Христос называл сынами грома - Воанергес (Мк.3:17).
Художником написано множество произведений, и по меткому замечанию одного из биографов "едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи". Работы, созданные на библейские темы Лукой Джордано, служат просвещению и духовному обогащению их зрителей. Поэтому кажется промыслительным, что живописец упокоился в храме, для которого писалась одна из его лучших работ «Святой Михаил, побеждающий сатану».
Биография
Лука Джордано родился 18 октября 1634 года в Неаполе. Первым учителем для него стал отец, живописец средней руки. После него Лука в течение девяти лет учился в мастерской Хусепе де Риберы в Неаполе, затем переехал в Рим, где занимался под руководством Пьетро да Кортоны. Стремясь постичь живописную манеру великих мастеров, Джордано делал многочисленные копии с произведений Рафаэля и Микеланджело. Имитация чужой манеры не только расширила горизонты его познания, но и вооружила виртуозным техническим опытом. Наряду с живым воображением, замечательным колоритом, виртуозным и точным рисунком в его живописи очевидно прослеживается влияние искусства Тициана, Веронезе, Тинторетто.
В 1655 году Джордано написал для церкви Святой Бригитты в Неаполе большую алтарную картину «Взятие на небо святого Николая Барийского», поразившую современников своими художественными и техническими достоинствами. Затем последовали не менее значительные полотна «Мадонна Розария», «Святая Анна и Дева Мария», «Архангел Михаил», «Святой Августин и святая Моника». Джордано был признан одним из лучших живописцев Неаполя, что обеспечило его многочисленными заказами.
В 1665 году художник стал членом неаполитанской гильдии живописцев. В следующем году Лука Джордано женился на Маргарите д'Арди.
Впоследствии живописец трудился в Болонье, Париже и Флоренции. Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Уже в 1681 году Филиппо Бальдинуччи составил и издал «Жизнеописание знаменитого Луки Джордано», а Иоахим фон Зандрарт включил его в свою «Академию благородной живописи», изданную в 1683 году.
В 1692 году Джордано по приглашению короля Карла II приехал в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо. Он удостоился звания живописца короля и был возведен в дворянское звание. Щедрыми милостями были осыпаны и члены его семьи. В частности, сыну была пожалована должность смотрителя неаполитанских крепостей.
За небольшой срок пребывания в Испании Джордано, со свойственным ему темпераментом, создал внушительное число работ. Также он расписал лестницу и плафон собора Святого Лаврентия в Эскориале, большой зал дворца Буэн-Ретиро, ризницу собора в Толедо и своды Королевской капеллы в Мадриде.
В 1700 году скончался Карл II, но и при его преемнике, Филиппе V, Джордано сохранял привилегии придворного живописца. В 1702 году, сопровождая в составе свиты нового суверена, он покинул Мадрид и вернулся в Неаполь. Там он умер 12 января 1705 года и был погребен в церкви Святой Бригитты.
Составитель текста: Северинова Ольга