Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Главный конфликт романа — в борьбе жизни и смерти: что победит в нашем мире? Название романа объясняется тем, что война убивает жизнь, а мир хранит её. Но так ли легко отличить мир от войны и жизнь от смерти? — Автор потратил семь лет жизни для ответа себе самому на этот и другие вопросы его героя, Пьера Безухова: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?». (Рим.12:21).
Война. Первый тезис «Войны и Мира»: в мире (человеческом обществе) мира (мирной жизни) нет даже при внешнем отсутствии военных действий. В мире идет смертельная схватка эгоистических интересов, и в этой схватке есть свои полководцы, солдаты, есть побежденные, победители. Автор причисляет к клану полководцев и Анну Павловну Шерер, и Сперанского, вскрывает завоевательные планы Курагиных, Друбецких, обнажает разбойные планы Долохова, Анатоля… Повсеместно идёт борьба самолюбий за власть, деньги, воинскую славу. Человек мира, Андрей Болконский уходит на войну - на поле сражения видно кто враг, кто друг, в то время как в свете, схватка интересов прикрыта ложью приличия. Войну же, её подвиги и славу, Толстой показывает в безобразии, а не в красоте. Он, как боевой офицер, знал, что за подвиги платят кровью.
Лев Николаевич сравнивает военную доблесть то с охотничьим инстинктом (как у Николая Ростова), то с озлоблением рукопашной схватки (как у Болконского при Аустерлице). Наполеон, видя раненного Андрея со знаменем в руке, говорит: «Voila une belle mort!». Но Болконский смотрит в Небо и там видит истинную красоту. Ему открылось ничтожество и воинской славы, и человека, которого все называют великим: «Не только гения и каких-нибудь качеств особенных не нужно хорошему полководцу, но, напротив, ему нужно отсутствие самых лучших, высших человеческих качеств – любви, поэзии, нежности, философского пытливого сомнения. Он должен быть ограничен, твердо уверен в том, что то, что он делает, очень важно, … и тогда только он будет храбрый полководец».
Толстой ни во что не ставит военных стратегов, он не в восторге от ума Багратиона, от воинских качеств Кутузова. Любовь к Кутузову объясняется просто: старый командир знает, что победа зависит не от стратегии, силы оружия, гения полководца, а от того, кто духовно устоит, зная, что за его спиною – самое святое для него – земля его жизни. Наполеон должен был принять поражение от духовно более сильного народа, потому что за этим народом была правда.(Мф.5:44-45).
Жизнь. В романе показаны и обличены два подобия жизни, они названы «страшная она» и «настоящая жизнь». «Настоящая жизнь людей с… интересами здоровья, болезни, труда, отдыха… жизнь стихийная, роевая, где человек… служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей». Жизнь эта похожа на жизнь природы и подчиняется закону времени, то есть смерти, которая входит к человеку через болезнь, войну и старость. Князь Андрей, когда жена, дорогой ему человек, без всякой причины сходит могилу, открывает, что законом «настоящей жизни» является смерть! Он потрясен ничтожеством и безнравственностью этой «жизни». Так и Пьер Безухов попадает в ловушку другого жизненного двойника: «страшная она», которая является смертью по существу.
Это жизнь без любви и без воли, похожая на солдатскую службу под началом ничтожных людей. «Пьеру все люди представлялись солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов… «Только бы не видать её, эту страшную её»». Пьер, человек богатырского сложения и силы, вынужден жить по меркам ничтожных людей с бедным внутренним миром и необъятным эгоизмом, которые жизнь разрушают. Феномену ничтожного человека в романе уделено много места: великий Наполеон, Анна Павловна Шерер, хозяйка салона, где бывает «интеллектуальная эссенция Петербурга», Элен Безухова, средоточие и центр умственной жизни обеих столиц, Анатоль Курагин, «безукоризненный человек», «искренно презирающий подлецов». Общая черта этого рода людей – однозначный, но твердый, лишенный сомнений взгляд на жизнь. Своё представление об истине они насильственно делают всеобщим, разрушая гармонию и мир.
Чтобы не поддаться их насилию, нужен мирный подвиг с оружием добра и правды. Нельзя поднимать руку на ничтожного человека, он и в самом деле ничтожен – не от него зависят жизнь и смерть в этом мiре. Пьер Безухов дважды берётся за пистолет, и зло является: стреляет в Долохова и ранит не соперника, а свою совесть. Пьер-масон хочет убить Наполеона, но попадает в плен к французам, где властвует оно. Так называет Лев Толстой безликую силу, которая насилием страха делает мирных людей убийцами. «Вот оно!.. Опять оно!» …Пьер узнал ту таинственную, безучастную силу, которая заставляла людей против воли умерщвлять себе подобных».
Освобождение из царства насилия и смерти. Сила безличия и смерти, оно, насильно втягивает человека в дела смерти. Человек попадает в эту ловушку, когда его руки тянутся к опасным для жизни вещам – власти, оружию, славе, деньгам. Нужно стать выше этой системы, чтобы не умереть заживо. Андрея и Пьера от отчаяния и безверия спасает Небо. Созерцая небо в плену, Пьер избавляется от царства смерти, он понимает, что свободен, что личность его беспредельна и обладает всем – и небом, и звёздами, и любовью. Так и князя Андрея воскрешает «живо сознанная им страшная противоположность между чем-то бесконечно великим и неопределимым, бывшим в нём, и чем-то узким и телесным, чем был он сам». Человек спасается безмерностью, Богом в себе. «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это всё приложится вам». (Мф.6:33).
«Что дурно, что хорошо» для автора «Войны и мира»? Хороша жизнь Неба, жизнь высоты. Так Пьер, глядя на комету и думая о Наташе, уходил в «другую, светлую область душевной деятельности, в которой не могло быть правого или виноватого, в область красоты и любви, для которой стоило жить». Дурно и низко – вступать в войну эгоистических интересов, быть ничтожным и агрессивным, бороться с людьми, причинившими зло, жить без любви. Хорошо быть высоким и сильным в великой Правде жизни...
История создания.
Знакомство с освобождённым от ссылки декабристом С.Г.Волконским натолкнуло Толстого на мысль написать роман из жизни декабристов, в трёх частях, который должен был показать полвека истории России — от 1805 до 1855 года. Эти части он назвал «три поры». Первая пора (1805 - 1815) – о молодости декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года. Вторая имела главным событием восстание на Сенатской площади. Третья — ссылка и неудачная для России Крымская война, возвращение из ссылки и ожидание перемен. Толстой, работая в 1863 - 1869 годах, сузил рамки романа и ограничил его первой порой. Автор нашёл новую художественную форму – роман-эпопея как новый жанр прозы.
Отношение автора к вере.
Вся жизнь Льва Толстого была попыткой воплотить Евангелие Христа в жизнь. При этом он трагически отрицал предание церкви, и лишь к концу жизни стал убеждаться в его истине. Толстой унаследовал традиционную церковность русской аристократии, на жизнь не влияющую.
С 16-ти лет и до Крымской войны он не молится и не посещает храм. В 1854-55 годах, во время обороны Севастополя, где он служит в артиллерии, Толстой ежедневно посещает храм и причащается. Вплоть до кризиса конца 1870-х годов, он ведёт церковную жизнь. Испытав в откровении ужас смерти, Толстой видит, что мысль о Боге возвращает его к жизни. Он делает вывод: «Знать Бога и жить – одно и то же. Бог есть жизнь». Бывает в Оптиной пустыни, долго беседует со старцем Амвросием.
В 1878 году, во время русско-турецкой войны, услышав в храме вместо слова о любви к врагам и покаяния за пролитие крови, молитву о победе русского оружия, уходит из церкви, протестуя против искажения Евангелия. Исследует Новый Завет в подлиннике, для чего изучает греческий язык и иврит. Пишет «Соединение и перевод четырёх Евангелий». Восхищается Нагорной проповедью. Ключом к пониманию Нового завета считает «место из V гл. Мф., ст. 39: «Вам сказано: око за око и зуб за зуб, a Я говорю вам: не противься злому»».
Посещает Оптину пустынь, спорит со старцами, осуждая православную догматику, но неизменно возвращается к ним за советом. Занимается благотворительностью и физическим трудом. В 1881 году пишет царю письмо с просьбой простить цареубийц и предать их церковному покаянию. В начале 1901 года принято Определение Святейшего синода о графе Толстом, принятое обществом как отлучение его от церкви, хотя формально канонам отлучения оно не соответствовало. Поздней осенью 1910 года, ночью уходит из семьи и едет в Оптину пустынь. Посещает сестру-монахиню Шамординского монастыря, говорит о желании встретиться со старцами, чтобы получить разрешение жить в Оптиной пустыни. Но приезд к нему Черткова вынуждает Толстого ехать дальше. В дороге он заболевает воспалением лёгких. На станции Астапово к нему приезжает старец Оптиной пустыни Варсонофий. Его не допускают к Льву Николаевичу и тот умирает без покаяния.
Биография.
Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна 9 сентября 1828 года (н.ст.). 9-ти лет остался круглым сиротой на попечении тётушек. Юношей поступает в Петербургский и Казанский университеты, но бросает их. Воюет на Кавказе и в Севастополе. Пишет, публикуется и быстро становится известным. Печатается в лучших журналах России. Вступает в общество любителей русской словесности.
В Ясной Поляне устраивает школу для крестьянских детей, много и серьёзно занимается педагогикой. Женится и заводит большую семью. Увлекается хозяйством. Романы «Война и мир» и «Анна Каренина» публикуются за рубежом и приносят ему европейскую славу.
Духовный кризис конца 1860-х годов заставляет Толстого искать смысл жизни в работе над собой и общении с людьми разных сословий. Пишет духовные, философские трактаты и публицистику. Переводит и переписывает Евангелия, ищет Бога, ездит по монастырям, ссорится с духовенством и раздражает царей. Участвует в переписи населения, вместе с семьёй организует помощь голодающим, защищает сектантов и помогает им.
Проповедует непротивление злу насилием, пишет антивоенные статьи. Становится самым авторитетным и любимым человеком в России. Знакомится с атеистом В.Чертковым, делает его своим поверенным. Чертков ссорит Толстого с семьей. 28.10.1910 он уходит из Ясной Поляны в монастыри Оптину пустынь и Шамордино. Чертков догоняет его и вынуждает ехать дальше. Лев Толстой заболевает и умирает на станции Астапово.
Автор текста: Преображенская Ирина Александровна.