Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Картина «Святой Матфей и ангел» одно из самых значительных произведений Гвидо Рени, художника болонской школы живописи.
Евангелист Матфей, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, автор текста первого из четырех канонических Евангелий, высоко почитается в христианском мире. До своего призвания он служил мытарем – сборщиком податей, стоявшим на службе у римского прокуратора Иудеи. За свою деятельность он был презираем как предатель иудейского народа. Этот образ имеет свою иконографию, его можно встретить в монументальных стенных росписях, книжной миниатюре, иконах, на картинах западноевропейских мастеров. Обычно апостол Матфей изображался сидящим за столом с раскрытой перед ним книгой и принадлежностями для письма, расположенными рядом на столе. В западноевропейском искусстве этот апостол часто изображается с пером в руке и с ангелом, являющимся его евангельским символом.
Картина небольшого формата погрудно изображает святого Матфея, внимающего словам ангела, представленного в образе маленького златовласого мальчика в белом одеянии. Ангельская сущность ребенка проступает в его кротком, изображенного в профиль лице, а так же крыле, большая часть которого выходит за границу полотна и скрыта от глаз зрителя. Святой Матфей предстает в образе пожилого седобородого взлохмаченного мужчины с толстой книгой и пером в руках. На плечах святого грубый плащ, ворот простой рубахи распахнут, обнажая сильную жилистую шею. Наморщив лоб, он внимательно и доверчиво смотрит на ангела, записывая его слова. Картина поразительно точно передает напряжение момента, божественную связь между двумя персонажами. Их глаза устремлены друг на друга, ангел загибает пальчики на руке, как будто фиксируя все, что он должен сообщить святому Матфею.
Небольшой формат картины, выдвинутая на передний план тесная композиция, подчеркивающая духовную близость персонажей, максимально вовлекает зрителя в происходящее. Он как будто стоит рядом, наблюдая за чудесным рождением первой книги Евангелия.
Картина написана в теплых золотистых и красно-коричневых тонах на глухом темном фоне. Падающий сбоку свет выхватывает из темноты голову святого, фигуру ангела и падает на раскрытую книгу.
История создания
В настоящий момент считается, что картина Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел» принадлежит к позднему периоду творчества художника. Картина, долгое время находившаяся в римской церкви Санта-Мария делла Кончеционе, была подарена ей Джанджакомо Меникини из Болоньи. Полотно было заново атрибутировано в 2010 году, благодаря нахождению договора дарения от 1642 года, свидетельствующего о его принадлежности кисти Гвидо Рени. Ранее с 1955 года его автором считался художник болонской школы Лусио Массари.
Отношение автора к вере
Гвидо Рени был воспитан в католической традиции и был глубоко верующим человеком. Он часто анонимно жертвовал деньги на церкви, был скромен и неприхотлив в быту. Большую часть его творчества составляют картины на религиозную тематику. Любимыми библейскими персонажами у Рени были Иисус Христос, Богородица, Иоанн Креститель, апостол Петр, четыре евангелиста, Мария Магдалина. Художник обычно изображал их живыми и эмоциональными.
По свидетельству биографа художника Карло Чезаре Мальвазия «Рени каждый вечер подолгу молился перед образом Девы Марии… Многие верили в то, что Пресвятая Дева неоднократно являлась ему. Во всяком случае, не было другого живописца, которому удалось бы изобразить Мадонну столь живо, во всей Ее красоте, непорочности, скромности и доброте».
Биография
Гвидо Рени родился 4 ноября 1575 года в Болонье в семье Даниэля Рени, профессионального музыканта, служившим в духовом оркестре Болонской синьории. Музыкантами были и его родственники по материнской линии. С детства Гвидо был окружен музыкой, его обучали игре на клавесине, так как отец хотел, чтобы сын тоже стал музыкантом. Несколько лет Гвидо посещал латинскую школу, где учился в классе выдающегося итальянского гуманиста Джованни Гуглиэмини. Здесь Гвидо познакомился со своим другом будущим художником Франческо Альбани. Обучение в латинской школе предполагало последующее поступление в университет, что отражало честолюбивые стремления родителей обоих мальчиков. Однако Гвидо Рени и Франческо Альбани покинули школу, не завершив обучения, так как решили заняться живописью.
Талант мальчика распознал Дионисио Калварт (ок.1540-1619), преуспевающий художник фламандского происхождения, который открыл свою мастерскую и художественную школу в Болонье в середине 1570-х гг. Вероятно, именно он убедил отца мальчика позволить Гвидо отказаться от карьеры музыканта и отдать его учиться живописи. Гвидо поступил в ученики к Калварту в возрасте девяти лет и обучался у него до своего восемнадцатилетия.
Калварт, несомненно, оказал огромное влияние на творчество Гвидо Рени, особенно оно заметно в ранних произведениях художника. Одними из популярнейших изделий мастерской Калварта были небольшого формата картины на меди на религиозные сюжеты, которые выполнялись в большом количестве учениками Калварта по эскизам мастера. Гвидо Рени весьма преуспел в подобном творчестве, его работа в мастерской не ограничивалась растиранием красок и натягиванием холстов, Калварт дал возможность своему талантливому ученику писать много, проявляя творческую самостоятельность, и вскоре тот стал старшим в мастерской. По мнению некоторых исследователей, работы Гвидо Рени периода ученичества, на которых стоит подпись мастерской Калварта, часто превосходили работы учителя. Влияние Калварта сильнее всего чувствуется в ранней фреске Гвидо Рени «Святое семейство со Святым Иоанном Крестителем» (нач. 1590-х гг.).
В восемнадцать лет Гвидо Рени перешел на обучение в Академию братьев Караччи, в которой он обучался теории и практике живописи. В Академи Рени пробыл около четырех лет. Его наставником был Лодовико Карраччи, который оказал на молодого художника довольно поверхностное влияние. Рени часто заимствовал отдельные элементы, фигуры или позы из картин учителя как в своих ранних произведениях, так и впоследствии, поскольку обладал, как и многие художники того времени, исключительной зрительной памятью. Тем не менее, в целом его картины всегда носили отпечаток самобытного таланта и индивидуальности художника.
Уже в 1598 году власти Болоньи предложили молодому талантливому художнику написать фреску и выполнить несколько гравюр к приезду в город папы Климента VII. Работы художника произвели большое впечатление на окружение папы.
5 декабря 1599 года Гвидо Рени был принят в болонскую гильдию художников, что означало его официальное признание как независимого мастера. В 1600 году Рени впервые приезжает в Рим, где его работы привлекли к нему внимание заказчиков и коллекционеров. Гвидо Рени благоволили члены могущественного семейства Боргезе – кардинал Сципионе Боргезе и папа Павел, по заказу которого художник создал свой единственный большой фресковый цикл «Житие Богородицы» (1610).
После смерти Аннибале Карраччи в 1609 году Рени становится главой римского классицизма, а его фреска Аврора (1613-1614) в Палаццо Роспильози явилась идеальным продолжением работ Аннибале для семьи Фарнезе, гимном любви к античности и творчеству Рафаэля. В картины на религиозные темы Рени нередко вносит элемент сентиментализма, однако, в его лучших работах, таких как «Оплакивание Христа» (1613-1614), «Святой Матфей и ангел» (1630-1640) идеализация образов сочетается с естественностью и эмоциональной выразительностью.
В 1614 году художник вернулся в Болонью, где жил и работал до своей смерти в 1642 году. В 1616-1617 годах Рени пишет великолепный алтарный образ «Вознесение Богородицы» для церкви Сант-Амброджо в Генуе. Прежде чем отправится в Геную образ был выставлен в Болонье, вызвав восторженную реакцию зрителей, среди которых был и Лодовико Карраччи.
Лодовико, последний из братьев, умер в 1619 году, после чего Гвидо Рени стал ведущим мастером болонской школы живописи. В конце 1620-х годов Рени впал в тяжелую депрессию, от которой смог оправиться лишь к 1631 году. К этому времени слава художника гремела по всей Европе, его называли вторым Рафаэлем. Художник был глубоко верующим человеком, он часто анонимно жертвовал деньги церковным приходам. Семью художник так и не создал.
Вплоть до 1630-х годов Гвидо Рени сохранял верность выбранному стилю. В поздние годы творчества его манера стала более тонкой, колористическая гамма сократилась и сделалась почти прозрачной, мазок более свободным, жизненная энергия более ранних работ сменилась спокойствием и меланхолией.
Художник скончался 18 августа 1642 года в Болонье. Его похоронили с почестями, достойными видного государственного деятеля, в базилике Сан-Доменико. До наших дней дошло около 250 работ мастера, лучшие из которых представлены в Болонье и Риме.
Автор текста: Елена Липатова.