yandex

Свято-Андреевский скит -

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Свято-Андреевский скит
Свято-Андреевский скит
Настоятель: греческий игумен - отец Ефрем, архимандрит
Местонахождение: 2 км от столицы Афона – Кареи.
Название: Свято-Андреевский скит
Жанр: Архитектура
Год создания: 1652 г.
Эпизод в Библии:

Описание.

В самом центре Афона недалеко от Кареи, столицы монашеской республики, на земле которая принадлежит монастырю Ватопед находится Андреевский скит, устроенный русскими монахами в середине XIX в. Его гигантский Собор окружен монашескими корпусами и виден издалека. Своими размерами и архитектурой отличается от всех построек Афона. Вокруг скита на склонах расположены кельи и Каливы отшельников, которые утопают в зелени деревьев.

Главный вход Андреевского Собора обители венчает звонница. Среди её колоколов самый большой весит 5,5 тонн и был пожертвован русской императрицей Марией Александровной в 1883 г. В настоящее время из-за механических повреждений колокола демонтированы и выставлены для всеобщего обозрения во дворе скита.

С трёх сторон Андреевский Собор окружён многоэтажными корпусами, где размещались монашеские кельи, кухня с трапезной, больница, библиотека и различные мастерские. В центре двора братией скита сооружён фонтан с чашей для водосвятия из белого мрамора. Рядом с фонтаном расположен древний храм Святого Антония и при нём находится место погребения первого игумена обители архимандрита Виссариона (Толмачёва).

В южном крыле обители сохранилась церковь, освященная 30 ноября 1871 г. В честь иконы Пресвятой Богородицы «В скорбях и печалях утешение». До возведения Андреевского Собора этот храм считался самым большим в обители. В скиту отреставрирована церковь во имя Святителя Петра первого митрополита Московского.

Главный храм обители во имя апостола Андрея Первозванного (Мф.10:2; Ин.6:8; Ин.12:22; Ин.1:40) был построен в честь чудесного спасения русского императора Александра II по проекту известного архитектора Михаила Арефьевича Щурупова. Первый камень был заложен 16 июня 1867 года в присутствии сына императора Великого князя Алексея Александровича и строился 33 года. Освещение совершилось 16 июня 1900 г. Вселенским Патриархом Иоакимом III. Сегодня архитектурное изящество интерьера Андреевского Собора дополняется богатым убранством и поражает своей величественностью и изяществом, располагая к тихой умиленной молитве. Огромные дубовые иконостасы и большая часть икон покрыты золотом. Среди них находится древний образ Пресвятой Богородицы Елеуса Милостивая. Чудотворная икона была найдена замурованной в стене мечети в Стамбуле. Андреевский скит имел там подворье, купив икону отправили ее на Афон в скит. Она очень древняя - Ее возраст тысяча лет, хранится она сейчас в главном Соборе скита.

Здесь также хранится точная копия иконы «В скорбях и печалях утешение», оригинал которой находился у Патриарха Афанасия III Пателария. По преданию этот образ был написан для рода Византийских императоров Палеологов и достался Патриарху от его предков. В 1890 году эту икону отправили в Санкт-Петербургское подворье Андреевского скита, но назад она так и не вернулась на Святую Гору. Сегодня этот чудотворный образ хранится в Никольском морском Соборе Санкт-Петербурга.

В Андреевском соборе монахами бережно хранится в серебряном ковчеге главная святыня обители – лобная часть главы Святого Апостола Андрея Первозванного. Изначально святыня находилась во владении блаженного митрополита Коллиника, который упокоился на около монастыря Ставроникита в Келии Всех Святых. Он передал мощи в 1851 г., после преобразования обители из кельи Святого Антония в скит Святого Андрея Первозванного.

В одном из корпусов юго-восточного крыла обители с 1930 г. располагается богословская школа для мальчиков. Основана она была в 1747 г. Патриархом Константинопольским Кириллом V, а первым ректором был выдающийся просветитель архиепископ Славянский и Херсонский Евгений. Школа принимает мальчиков из разных стран. После окончания школы их принимают без экзаменов на богословские факультеты греческих ВУЗов. Школа экклезиастов начала действовать с 1750 г., а затем преобразовалась в Академию, которая брала своё начало из Ватопедского монастыря. Здание академии сгорело и в 1930 г. она возобновила свою деятельность в Андреевском скиту. Целью деятельности академии является обучение и подготовка детей к мирской жизни и обращение их в людей божьих. Академия выпустила множество архиереев и монахов: Никодим Святогорец, Афанасий Пареус, Афанасий Кулакиот и др., а также здесь собралось сосредоточение экклезиастов.

Торжественное открытие обновленного скита состоялось 22 октября 1849 года. С этого времени в истории Свято-Андреевского скита начинается лучшее время: он отстраивается и расширяется, сюда прибывают все новые и новые русские монахи. За внушительные размеры и красоту греки до сих пор называют скит дворцом.

В XVIII веке место скита приобрел вселенский патриарх Серафим, построивший для себя келью в три этажа и с двумя церквями: Покрова Пресвятой Богородицы и Андрея Первозванного. Они сохранились до наших дней и усилиями братии храмы отреставрированы: воссозданы древние фрески, роспись выполнена в греческом стиле и отражает величавость и умеренность с выразительностью и простотой. В интерьере всё служит ощущению чистоты и торжественности.

Главный храм в честь Апостола Андрея до последнего времени был самым большим храмовым зданием на Балканах и воздвигнут в 1881-1900 гг. Его длина 60 метров, ширина 29 метров, общая площадь 2100 квадратных метра. Храм построен из гранита, имеет 150 окон. В храме резной по дереву позолоченный иконостас. Около иконостаса находится рака с мощами 70 святых, среди которых глава апостола Андрея. Колокольня монастыря высотой 37 метров, на ней находилось 25 колоколов.

В 1851 г. завершается строительство двухэтажного каменного корпуса с западной стороны скита, где на первом этаже размещаются трапезная, кухня, прачечная, а на втором братские келии. А в 1853 г. Сербский монастырь Хиландар уступил скиту часть своей территории с расположенным на нем источником, разрешив использовать воду. И к 1860 г. монахи обители завершили строительство водопровода. А в юго-западной части скита усилиями братии завершается возведение нового четырехэтажного корпуса, соединившего уже существующие строения. К этому времени в монастыре подвизалось уже 37 монахов.

В 1862 г. После кончины игумена Виссариона управление скитом перешло к иеромонаху Феодориту, которому удалось на пожертвования, собранные на территории России расширить и благоустроить обитель. Так, в 1963 г. Был построен одноэтажный корпус для рабочих, в котором разместили аптеку, а в 1868 г. На южной стороне обители был возведен новый корпус с храмом в честь прославившейся многими чудесами иконы Божьей Матери «В скорбях и печалях утешение». В этом здании был устроен главный вход в обитель, часть ризницы, хозяйственные помещения, просфорня, гостиница для паломников, а в нижних этажах кладовые.

В 1881 г. На северной стороне обители возвели 2 новых корпуса, в 1884 г. Построили трехэтажный корпус, в котором разместились мастерские и келии для братии. В июле 1889 г. Была освещена вновь построенная церковь Святой Троицы – 9-й храм обители и иконы для него были написаны в Москве.

До Революции в скиту насчитывалось до 800 монахов, находилась типография, аптека и кузница, которые обслуживали не только монахов обители, но и всю Святую Гору.

В скиту было устроено четырнадцать храмов:

  1. Во имя апостола Андрея Первозванного и преподобного Антония Великого.
  2. В честь Покрова Пресвятой Богородицы
  3. Во имя святителя Петра Московского
  4. Соборная церковь в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»
  5. Трапезная церковь в честь Святой Троицы
  6. В честь святителя Иннокентия Иркутского
  7. Больничная церковь в честь великомученика Пантелеимона
  8. В честь Всех афонских святых, двухэтажная на братском кладбище за оградой скита
  9. Двухэтажная церковь близ кладбища (на первом этаже — в честь Трёх святителей, на втором — святителя Николая)
  10. Успенская церковь при келии старца-молчальника схимонаха Андрея
  11. В честь преподобного Михаила Клопского и святой великомученицы Варвары при келии схимонаха Иннокентия
  12. В честь Ильи Пророка при скитской водяной мельнице
  13. Андреевский собор с приделами в честь Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины
  14. В честь святителя Алексия Московского

В ведении скита имелись обширные сельскохозяйственные угодья, учреждены подворья:

  • в Константинополе - с церковью в честь Андрея Первозванного,
  • в Салониках,
  • в Одессе - с церковью в честь Сергия Радонежского,
  • в Ростове-на-Дону
  • в Санкт-Петербурге - с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы.

Издавался ежемесячный журнал «Наставления и утешения святой веры христианской», печатался в Одессе. В 1906 г. в скиту проживало около 500 монахов и послушников.

В 1901 году в скиту был похоронен один из главных ктиторов — схимонах Иннокентий (Сибиряков).

История создания.

Изначально на месте основания скита находилась небольшая обитель - уединенная келья «Мониндрия» в честь преподобного Антония Великого, существовавшая с X века. Существует она и по сей день - расположена напротив входа главного храма. В эту келью прибыл в 1651 г. Святой Афанасий III Пателарий, родом с о. Крит, митрополит Фессалоникийский, а затем Вселенский Патриарх, удалившийся на покой. Вскоре он был вынужден покинуть Афон по причине восстановления на константинопольской кафедре, а позднее его вызвали в Москву для устроения церковных дел, где и скончался в 1654 году в Лубенском Преображенском монастыре Полтавской епархии. Личная келейная икона патриарха «В скорбех и печалех Утешение» позднее была передана в Ватопедский монастырь, а в 1849 году возвращена в скит, где почиталась в качестве святыни.

В 1761 году на Афон прибыл для проживания на покое другой константинопольский патриарх Серафим Анина, который приобрёл келью Антония Великого и воздвиг в ней красивый трёхэтажный дом, устроив в нём на первом этаже церковь святого Андрея Первозванного и преподобного Антония Великого, а на втором этаже — церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Келия за свой величественный вид получила среди афонитов новое наименование — Серай, в переводе с греч. «красивый дворец».

В 1772 г. началась русско-турецкая война и пребывать Патриарху Серафиму II на Святой Горе стало находиться опасно. Его тайно вывезли фрегатом в Россию, где с большим почетом его приняла императрица Екатерина II. Скончался он в Лубенском монастыре. Оставшийся в келии после отъезда патриарха архидиакон, узнав о смерти святителя, переселился в Ватопедский монастырь и за дарование ему там приюта передал Серай в ведение Ватопеду. После этого Серайская келья пришла постепенно в запустение.

В 1777 г. в келью «Мониндрия» Святого Антония прибыл Святой Макарий Каримфский, которого сместили с престола архиепископата Каримфа. По приезду на Афон он жил в этой келье и с ним приехал монах Давид, который был старцем кельи. Из монастыря Дионисиат отец Макарий пригласил преподобного Никодима для написания нескольких трудов: «Добротолюбие», «Иверген», «Работы о постоянном божественном причащении». Через два года Святой Никодим и Святой Макарий покинули эту келью.

В 1830-х годах на Афон из России прибыли инок Виссарион (Толмачев) из Тульской губернии и Варсонофий (Вавилов), родом из г. Дмитровска Орловской губернии. Первоначально они поселились в Иверском монастыре, но затем ища уединения, перешли для проживания в келью Преображения Господня и Свято-Троицкую келью монастыря Ставроникита, а также в Ильинском скиту, прожив там 7 лет. Позже к ним присоединился монах Феодорит. После рукоположения в сан иеромонахов и принятия схимы Виссарион и Варсонофий проявили желание устроить собственный скит. В 1841 году они приобрели у Ватопедского монастыря Серайскую келью, собрали в ней около 13 русских монахов и благоустроили скитское общежитие по уставу белобережской пустыни. На тот момент здание было обрушенное и обветшалое, стены церкви растреснуты. Схииеромонах Виссарион взял на себя основную тяжесть по строительству скита и впоследствии стал первым игуменом обители. О нём в летописи 1841-1863 гг. имеются воспоминания: «Был он гостеприимным и радушным, ни богатому, ни бедному не отказывал в приеме, не смотря на свою скудость. Поэтому в Серай стекались беднейшие пустынники и келиоты. 17 января в память Антония Великого множество пустынников сошлись на праздник. Вина было мало, и схимонах Пимен доложил игумену Виссариону об исходе вина. Игумен отправился в церковь к иконе Святого Антония, находящейся в иконостасе и помолившись перед ней пошёл и измерил вино в сосуде, сделав на палочке зарубочку. Через несколько минут опять пришёл и опустил палочку в сосуд – смотрит, вино несмотря на розлив, стоит на том же уровне. Опять пришёл и опять то же. Свершившееся чудо он приписал благодати святой иконы, которую с того времени чтил как чудотворную».

В 1845 году, после посещения Афона Великим князем Константином Николаевичем, начались переговоры о получении разрешения на устройство русского скита. В 1847 г. Был освящен верхний храм кельи Серай в честь Покрова Божией Матери. На этот момент братии уже прибавилось до 25 человек.

В 1849 году в келью Серай прибыл камергер императорского двора Андрей Николаевич Муравьёв. Ему удалось убедить Священный Кинот и ватопедских старцев преобразовать келью возведя ее в ранг скита с правом иметь скитскую печать и избирать самостоятельно собственного игумена. В том же году Андреевский скит получит от монастыря Ватопед устав (Омология), определяющий порядок внутренней жизни скита и его отношение к монастырю Ватопед. А. Н. Муравьёв получил титул ктитора скита. Торжественное открытие скита состоялось 22 октября 1849 года при участии проживающего на покое в Ватопеде Адрианопольского митрополита Григория (Визандиоса), который во время литургии возвёл в сан игумена скита Виссариона (Толмачева), вручив ему в качестве благословения икону «В скорбех и печалех Утешение». После этого игумен Виссарион совершил визит к Константинопольскому патриарху Анфиму IV, который выдал ему грамоту на «вечное утверждение нового русского скита». Игумен Виссарион сделал многое для благоустройства скита и скончался в 1862 году.

Его преемник по управлению скитом игумен Феодорит возглавлял обитель 25 лет, при нём был заложен Андреевский собор, построены величественные корпуса, открыты подворья, а монастырь Ватопед ходатайствовал о возведении игумена Феодорита в сан архимандрита. Патриарх Константинопольский Анфим Иоаннидис наградил архимандрита Феодорита золотым наперсным крестом с украшениями.

Главным ктитором обители был Пётр Иванович Севастьянов, археолог, художник, член РАН. Его иждивением возведена церковь во имя святителя Петра первого митрополита Московского. Но особое место ктитора принадлежит Иннокентию Сибирякову, известному русскому миллионеру, представителю знатного рода золотопромышленников. Получив от отца многомиллионное наследство, он раздал его нищим и неимущим, решив помочь в устройстве храмов и монастырей. Его состояние было на тот момент 2,4 млн. рублей, большую часть из которых он пожертвовал на благоустройство Андреевского скита. Его щедрый дар ускорил строительство и позволил обители возвести самый большой храм того времени не только на Афоне, но и на Балканах. Также он построил здание с храмом в честь своего небесного покровителя Святого Иннокентия и вскоре сам стал монахом, ведя аскетическую жизнь какое-то время в Карули. Вскоре он пришёл в Андреевский скит из-за болезни туберкулёзом и скончался в здешней больнице. Был похоронен братией монастыря рядом с основателем скита схииеромонахом Виссарионом.

Улучшение благосостояния скита увеличило поток иноков из России и к началу XX века их численность превысила 500 человек, в это время на Святой Горе подвизалось наибольшее количество монахов, но Первая мировая война, Октябрьская революция в России, Вторая мировая война нанесли удар всему русскому монашеству на Святой Горе.

Все изменилось после 1917 года. Приток русских монахов прекратился, поддерживать скит материально оказалось некому, здания постепенно разрушались. В 1958 году страшный пожар уничтожил все западное крыло скита, в котором размещалась уникальная библиотека: сгорело двадцать тысяч книг и рукописей, уникальный архив скита. В 1971 году умер последний монах русской общины - отец Сампсон, и на двадцать лет скит опустел, был заброшен и разрушался.

В 1991 г. монахи из Ватопедского монастыря во главе со старцем Иосифом пригласили небольшую братию из Салоников, которая обосновалась здесь вместе с дикеем отцом Павлом - профессиональным реставратором. Он приложил много усилий при сохранении наследия для своих предшественников.

В 2001 г. по решению монастыря Ватопед в Андреевский скит вселились иноки из монастыря Филофей во главе с игуменом архимандритом Ефремом. Сегодня в монастыре 25 отцов. Спустя многие десятилетия в обители появились и русские послушники. С приходом новой братии началась масштабная реставрация.

Андреевский скит навсегда связан с историей России и русским монашеством. Обитель познала годы расцвета и забвения, оставаясь истоком благоволения продолжая служить Господу.

Составитель текста: Канищева Анастасия.

Оставить комментарий