Святая Троица - Андрей Рублев преподобный

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Святая Троица
Святая Троица
Иконописная школа/ автор: Андрей Рублев преподобный
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Название иконы: Святая Троица
Жанр: Икона
Время создания: 1409-1425 гг.

Описание иконы.

Образ Святой Троицы, созданный преподобным иконописцем Андреем Рублевым является выдающимся произведением искусства, поскольку в идеальной форме отображает непостижимый образ Триединого Божества. Вечное устремление в поисках истинного Бога великих избранников человечества, ищущих «лице Бога Иаковля» (Пс.23:6), лика истинного Бога, нашло отражение в произведении преподобного иконописца Андрея Рублева. Восхождение к вершине смыслового и художественного выражения догмата Церкви о Святой Троице происходило постепенно, начиная с ранней эпохи христианства. До наших дней дошли прекрасные мозаичные произведения V и VI веков, сохранившиеся в Риме в храме Санта Мария Маджиоре (432-440) и в Равенне, в церкви Сан-Витале (546-547), отобразившие 18 главу книги Бытия о гостеприимстве Авраама, принявшего в свой дом Господа в виде трех странников (Быт.18: 1-15).

Сам термин «Троица» не встречается в тексте Библии. Впервые этот термин ввел святитель Феофил Антиохийский (II в.), который в послании к Автолику пишет: «Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости». В последующем, Тринитарное богословие или учение о Святой Троице было развито великими святыми православной Церкви: Афанасием Александрийским, Василием Великим и Григорием Богословом и закреплено в Символе веры.

Хотя термина «Троица» в Библии мы не находим, но существуют многочисленные места, которые однозначно указывают на множественность лиц или, конкретно, на три лица Святой Троицы. В Ветхом Завете обращают на себя внимание первые строки книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1), где имя Бог в подлиннике читается как «Элохим», обозначающее множественное число Бог – Боги. Также множественное число встречается и при упоминании сотворения человека «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26). «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт.3:22).

В Новом Завете конкретизируются личности Божества. Прежде всего, само воплощение Христа и указание на Его сыновство Отцу, которым пронизан весь Евангельский текст. Также конкретно выражена идея троичности в Богоявлении при Крещении Господнем (Мф.3:3-17; Мк.1:9-11; Лк.3:21-22) и в момент Преображения (Мф.17:1-13; Мк.9:1-9; Лк.9:28-36).

Прямые указания на Лица Святой Троицы также встречаются в Новозаветном тексте: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» (Мф.28:19) и «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1Ин.5:7).

Икона прп. Андрея Рублева показывает бытие Бога, пребывающего в трех Лицах, как Предвечный совет о мире, которого еще нет в реальности, но который задумывается внутри Божественной сущности. Еще нет бытия, нет материи, нет времени, нет мирозданья и нет человека, но есть всеобъемлющая любовь Бога. Бог создатель времени. Зная, что любимое творение Бога - человек будет подвержен смерти и страданию, Святая Троица решает, как спасти человека от смерти.

Принципиально важно понять замысел прп. Андрея Рублева в размещении лиц Святой Троицы вокруг Престола, на котором совершается Божественная Литургия – как общее дело Святой Троицы. Наиболее верным, с догматической точки зрения, представляется размещения образа Отца слева, Сына в середине и Святого Духа справа. Обратим внимание, что в сторону левого Ангела склонили свои головы другие два Ангела. Это соответствует богословскому пониманию об ипостасных свойствах Лиц Святой Троицы. От Отца рождается в вечности Сын и исходит Святой Дух. Источником воли при равенстве Божественной природы является Отец, и к нему склоняют свои главы Ангелы, готовые исполнить волю Отца.

Второе Лицо Святой Троицы – Сын Божий, изображается в середине композиции во главе угла, напоминая нам текст псалма (Пс.117:22), о котором говорил Христос: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Мф.21:42). Отличительной чертой изображения центрального Ангела являются цвета Его одежд: небесно-голубой гиматий (т.е. плащ) и коричневый хитон. Подобным образом изображается Христос в византийской и древнерусской иконографии, в композиции Спас Вседержитель, подчеркивая этим две природы, соединенные в личности Христа – божественной (синий) и земной – человеческой (коричневый). Еще одна важная деталь присутствует на одеждах центрального Ангела, подчеркивая Его соотнесенности с образом Христа – желто-охристая полоса – клав (клавус) на правом плече, которая означает царское (императорское) достоинство, и усвояется Христу также в композиции Спас Вседержитель (Пантократор).

Правый Ангел – образ Святого Духа, облачен в зеленый и небесно-голубой цвета, являющиеся цветами жизни, поскольку Дух Божий – дух животворящий, дающий жизнь и оживотворяющий природу.

За каждым из Ангелов находится дополнительное изображение, имеющее глубокий символический подтекст и раскрывающее свойства личности, изображенной под ними.

Над левым Ангелом изображается строение в виде античного здания с портиком, с элементами обратной перспективы. Если посмотреть, как изменяется этот образ дома в произведениях последователей Андрея Рублева, то можно увидеть, как простой дом превращается в дворцовую постройку, с множеством пространств и входов. Это не случайно, поскольку это здание осмысливается как бытие или видимый и невидимый мир, задуманный и сотворенный Отцом как Домостроителем вселенной.

За центральным Ангелом изображается дерево с ветвями, покрытыми листьями. Этот образ имеет двойной смысл, говорящий о вечной жизни. С одной стороны, это образ райского Древа жизни, вкушая плод которого, Адам имел жизнь вечную в раю, с другой стороны, это образ будущего Креста, на котором будет распят Христос за грехи мира. В Новом Завете Древом жизни становиться Крест Господень, поскольку через страдания Христа и Его Воскресение мы приобретаем жизнь вечную.

За правым Ангелом изображается гора, имеющая согнутую вершину. В последующих иконах Святой Троицы образу горы будет придаваться большое значение, и изображаться она будет в виде островерхих гор, наподобие застывшей магмы (μάγμα «месиво, густая мазь»). Эта гора безжизненна, на ней нет растений и источников воды. В этом есть определенная противоположность образу Животворящего Духа. Образ горы есть знаковое изображение материи, которая сотворена, но еще «безвидна и пуста», и задача Святого Духа оживотворить мертвую материю, сделать ее пригодной для существования человека. Образно можно представить, как Святой Дух покрывает безжизненную материю цветами своих одежд - зеленым и синим, и появляется Земля как дом, в котором может жить человек.

Главный акцент в иконе сделан на Престол, на котором совершается Божественная литургия. Все движения рук Ангелов связаны с жертвенной Чашей, внутри которой изображена голова агнца, в воспоминание слов о Христе: «Се Агнец Божий, вземлющий грехи всего мира» (Ин.1:29). В Новом Завете жертвенным Агнцем становиться Христос, именно поэтому Его рука так активно изображена на светлом фоне Престола в движении к Потиру. Он готов и, даже более того, жаждет стать жертвой ради спасения человека: «бо́лши сея́ любве́ никто́же и́мать, да кто́ ду́шу свою́ положи́тъ за дру́ги своя́» (Ин.15:13). Рука Отца наоборот, очень осторожна и не выделяется на фоне одежд, поскольку Отец жертвует своим любимым Сыном. Рука правого Ангела зависла в движении к Потиру, но в ней ничего нет. Это последствия утраты красочного слоя иконы. В более поздних иконах можно увидеть, что в руке находиться часть просфоры, которую правый Ангел должен положить в Потир, знаменуя этим освящение святых Даров действием Святаго Духа.

История образа.

Икона прп. Андрея Рублева раскрывает таинственную и непостижимую для человека жизнь Святой Троицы, где, при равенстве божественной природы, проявляются индивидуальные ипостасные черты, позволяющие увидеть смысл и значение действия каждого из лиц Святой Троицы, направленные на спасение человека от вечной смерти. Эта икона о любви Бога к человеку, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Преподобный Андрей Рублев был монахом, и этим определяется его жизненный путь и отношение к вере. В трудные времена нападения врагов и разорения, Андрей Рублев искал свой путь служения Богу и Отечеству, выразившийся в становлении его как монаха и иконописца. Как монах, Андрей Рублев ориентировался на великого подвижника Русской земли, преподобного Сергия Радонежского, который в своей сокровенной монашеской жизни был молитвенником и собеседником Святой Троицы. Троицкий монастырь был центром монашеской жизни, и инок Андрей неоднократно бывал в монастыре и общался с преподобным Сергием, который раскрывал ему тайны богообщения. По смерти прп. Сергия, по заказу ученика и нового игумена Троицкого монастыря, прп. Никона Радонежского, прп. Андрей Рублев принялся за написание иконы Святой Троицы. Икона писалась в «похвалу» и память прп. Сергия, который оставил своим ученикам знаменитый завет: «воззрением на Святую Троицу побеждать страх ненавистной розни мира сего». Таким образом, видно, что прп. Андрей Рублев выполнял завещание великого игумена Земли русской – прп. Сергия Радонежского и раскрывал его особенный опыт богообщения уже в красках. Именно к иконе прп. Андрея Рублева можно в полноте отнести определение иконописи, как богословия в красках. Монашеский опыт прп. Андрея имел также большое значение. Прп. Андрей Рублев относится к великим подвижникам, монахам-аскетам и мистикам, которых вдохновил своей особенной жизнью прп. Сергий Радонежский. Невозможно не упомянуть об исихастской практике монашеского делания, которая стала распространяться со времени прп. Сергия Радонежского, последователем которой, был и монах-иконописец Андрей Рублев. Исихазм – учение о молчании и соединении с нетварными божественными энергиями, разработанное святителем Григорием Паламой в XIV веке. Последование этому мистическому учению позволило прп. Андрею соприкоснуться с таинственным миром Святой Троицы, на недосягаемой для человека высоте, и выразить этот опыт в красках совершенного произведения, каким является образ Святой Троицы прп. Андрея Рублева.

Биография.

Хотя имя Андрея Рублева известно всему миру, сведений о его жизни очень мало. Два прижизненных сообщения в летописях говорят о его высоком статусе и известности, как иконописца. Согласно сообщениям Троицкой летописи, в 1405 году Феофан Грек, Прохор с Городца, да чернец Андрей Рублев расписали великокняжеский Благовещенский собор Московского Кремля. Через три года, в 1408 году, по указу великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) иноки Андрей Рублев и Даниил (впоследствии получивший прозвище Черный) расписали новыми фресками и возвели новый иконостас в главном храме северо-восточной Руси, Успенском соборе города Владимира, построенном при великом князе Андрее Боголюбском в середине XII века.

Андрей Рублев принимал участие в росписях и написании икон в крупных политических и духовных центрах первой трети XV века. К ним относятся росписи Успенского собора на Городке, во владениях князя Юрия Дмитриевича Звенигородского (сына Димитрия Донского), росписи и создание иконостаса в Троице-Сергиевом монастыре в 1425-1427 годах, и в Спасо-Андроникове монастыре, в 1428 году. Наиболее известное произведение прп. Андрея Рублева, образ Святой Троицы, вызывает споры в среде ученых, в том числе относительно датировки этого произведения. В настоящее время принята широкая датировка 1409-1425 годов, приходящаяся на период творческого расцвета знаменитого иконописца.

После росписи Спасского собора Андроникова монастыря, прп. Андрей скончался в «возрасте мастите» (около 70 лет), и был погребен в Спасо-Андроникове монастыре. Место его погребения к XVIII веку было утеряно, но, возможно, обретено в 1993 году, под престолом Спасского собора. В год 1000-летия крещения Руси, Поместным собором Русской Православной Церкви было определено внести имя Андрея Рублева в список русских святых на основании «подвига иконописания». Этот исключительный тип подвига святого связывает его прославление с написанием иконы Святой Троицы, которая явилась для мира откровением и провозвестием спасительной любви Бога к человеку.

Автор: Диакон Димитрий Клыков.

Оставить комментарий