Суд невинных («Страшный Суд для праведников») - Пизано Джованни
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Мраморный рельеф «Суд невинных» был создан средневековым итальянским мастером Джованни Пизано для оформления кафедры Дуомо Пизы. Все скульптуры композиции представлены в трёх условных регистрах, символизирующих прошлое, настоящее и будущее, а также три библейских царства: Небесное, земное и подземное. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф.25:31–33). На этой кафедре агнцы тоже отделены от козлищ – праведникам и грешникам на Страшном Суде посвящены отдельные рельефы.
Верхний регистр рельефа представляет Небеса и вечное Царство Божие – здесь находятся образы ветхозаветных пророков и евангелистов. Ниже, в рядах среднего регистра, в царстве земном, представлены фигуры блаженных – святых, мучеников, священнослужителей и жён-мироносиц. В нижнем регистре показаны праведники, восстающие из гробов на Суд Божий.
Используя световые и пластические эффекты, Джованни Пизано мастерски передаёт в камне человеческие эмоции. Вниманием к деталям – тщательной проработкой ликов, жестов, одежд с множеством складок, подчёркивается общая светлая динамика всей композиции. Пластику Джованни Пизано искусствоведы называют субъективной и драматичной, он завершает эпоху Проторенессанса, открытую его отцом, Никколо Пизано. Для стиля этого выдающегося мастера характерна свобода выражения и повышенная экспрессия, он не боится придавать фигурам своих героев ломаные очертания и резкие повороты, оживляя камень контрастной игрой света и тени.
История создания
Кафедра Пизанского собора (Дуомо Пизы), была создана Джованни Пизано в начале XIV столетия. К работе над ней он приступил сразу после завершения кафедры в церкви Сан Андреа в Пистойе (1301). Это сложное, как по конструкции, так и по исполнению, сооружение представляет собой один из лучших образцов итальянской скульптуры эпохи Проторенессанса. Верхняя часть кафедры состоит из девяти мраморных панелей с изображением новозаветных сцен, две из которых плоские, оформляют вход, и семь объемных, обрамляющих основную площадь кафедры.
Рельефы вырезаны из белого мрамора и состоят из множества фигур, в угловых сегментах находятся статуи пророков. Здесь представлены основные евангельские сюжеты – «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», «Принесение во Храм», «Избиение младенцев», «Распятие», «Страшный Суд»
Кафедра Пизано заменила предыдущую, созданную Гульельмо (1157–1162), которая была перемещена в собор Кальяри. Во время реставрации кафедры в 1926 году, из-за отсутствия первоначальной документации, некоторые скульптуры оказались «лишними» и разошлись по музеям мира.
Отношение автора к вере
О личной жизни Джованни Пизано известно немного – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся мастеров. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей плодотворной жизни Джованни Пизано, сначала вместе со своим отцом, знаменитым итальянским скульптором и архитектором, Никколо Пизано, а затем и самостоятельно, создал ряд скульптурных композиций на религиозную тематику во многих церквях Италии.
Отец и сын Пизано являлись создателями величественного Сиенского собора, что, безусловно, говорит об их приверженности христианским ценностям. За свою жизнь мастер создал множество скульптурных образов Иисуса, Богоматери, святых и пророков. В своих статуях и рельефных композициях Джованни наделяет святых человеческими чертами, естественными и динамичными. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства художника. Десять лет Джованни прослужил главным архитектором Сиенского собора, где и нашёл своё последнее пристанище.
Биография
Джованни Пизано родился около 1248 года в семье знаменитого итальянского архитектора и скульптора Никколо Пизано. Он стал учеником своего отца и впоследствии, по мнению большинства искусствоведов, даже превзошёл его в творчестве.
В 60-х – 70-х годах XIII века Джованни постигает основы скульптурного ремесла и работает вместе с отцом в Дуомо Сиены, позже – над фонтаном Маджоре в Перудже. Первая самостоятельная его работа, уже после смерти отца – скульптурное оформление фасада баптистерия Сан Джованни в Пизе (1278 – 1284). В пластике Пизано чувствуется влияние готического стиля, который он изучал во время поездки во Францию в начале 1270-х годов. Он гармонично включает скульптурную компоненту в архитектуру здания, придавая ей эмоциональную насыщенность и динамику.
После переезда в Сиену, с 1287 по 1296 годы, Джованни Пизано работает на должности главного архитектора кафедрального собора, благодаря чему Дуомо получает наиболее богатое, среди всех итальянских готических соборов, скульптурное оформление. В самом конце XIII столетия Джованни возвращается в Пизу, где подвизается в качестве архитектора и скульптора на возведении соборов. Одна из самых значительных работ Джованни Пизано – кафедра церкви Сан Андреа в Пистойе (1297 – 1301), рельефы которой тематически сходны с рельефами кафедры баптистерия в Пизе, но более выразительны и драматичны.
С 1302 года и до своей смерти Джованни Пизано работал над кафедрой Пизанского собора, которая впоследствии была разобрана после пожара 1599 года. (После её частичного восстановления в 1926 году, некоторые фрагменты кафедры оказались в известных музеях мира).
В 1313 году в Генуе скульптор приступил к работе над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской, но закончить её не успел. Примерной датой смерти Джованни Пизано считается 1315 год, похоронен великий мастер Проторенессанса в кафедральном соборе Сиены.
Автор текста: Марина Румянцева.