yandex

Сошествие Святого Духа на апостолов - Новгородская школа, московское влияние

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Сошествие Святого Духа на апостолов
Сошествие Святого Духа на апостолов
Иконописная школа/ автор: Новгородская школа, московское влияние
Местонахождение: Новгородский музей-заповедник
Название иконы: Сошествие Святого Духа на апостолов
Время создания: рубеж XV-XVI вв.

Описание иконы.

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» входит в серию таблеток из собора Святой Софии в Новгороде. Таблетками называют небольшие двухсторонние иконы, написанные на тщательно пролевкашенной паволоке, которые, вероятно, применялись лишь на Руси. Они хранились в больших, дорого оформленных «годовых ковчегах». В каждом ковчеге было некоторое количество таблеток, то есть удвоенное число икон. По нескольку таких ковчегов, сохранялось на полках аналоев подобно книгам. Они находились перед Царскими вратами некоторых больших церквей и монастырей. Когда подходил праздник или память святого, таблетку доставали и укладывали для поклонения на аналой, вверх нужной стороной.

Аналойные иконы не сразу распространились по Руси. Они предназначались для поклонения верующими, воспринимались с близкого расстояния и отличались небольшим размером, по исполнению нередко могли быть отнесены к миниатюре. Появление небольших аналойных икон свидетельствует о более личном отношении к вере – икона приближается к верующему, между образом и обращающимся к первообразу устанавливается близкая и непосредственная связь.

Софийские святцы состоят из таблеток размером 24 × 19.5 см. В настоящий момент известно о 25 таблетках, написанных для этого собора, большая часть из которых хранится в Новгородском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. К ним относится и таблетка, на одной стороне которой написан образ «Сошествия Святого Духа на апостолов», а на оборотной изображены три пустынножителя – Макарий Египетский, Онуфрий Великий и Петр Афонский. Икона написана в соответствии с византийской традицией изображения праздника, но дополнена некоторыми чертами, которые распространились именно на Руси.

Ученики Христовы ожидали обещанного «крещения Святым Духом» (Деян.1,5). Они собрались в Сионской горнице, ее обозначают архитектурные кулисы, представляющие собой поднимающиеся с двух сторон изящные башни, занимающие значительное место в верхней части иконы. Сокровенность происходящего подчеркивает велум, перекинутый в проемах и дополняющий декоративную отделку этих условных сооружений, в которых традиционно угадываются элементы эллинистического зодчества.

Апостолы расположены полукругом, подобно сидящим за единым столом. В византийских и домонгольских образцах на переднем плане можно видеть подобие двери с замкнутыми створками, чем подчеркивается закрытость горницы, в которой апостолы «были единодушно вместе». Позднее русские мастера стали вместо «двери» изображать свод, в котором сокрыт старик в царском облачении – древнее олицетворение упорядоченности и гармонии мира – Космос. Он держит в широко распахнутых руках белый плат, с лежащими на нем двенадцатью свитками – знаками обращенного к миру учительства, предназначенными для апостолов.

Из синего сегмента у верхнего края иконы расходятся двенадцать лучей – языков пламени. Обретение апостолами благодати сошедшего Духа подтверждено их золотыми сияющими нимбами, а также обликом. Пронизывающий их свет отражается мягкостью на сосредоточенных ликах, его потоки, переданные яркими, ломкими пробелами, наполняют алые, синие и оливковые одежды апостолов. Руки учеников Христовых сложены в жесте благословения, который исторически является жестом оратора или же проповедника.

История образа.

Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей к тому, что будет послан Дух Святой для их духовного возрождения. Он предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и ...изолью от Духа Моего на всякую плоть… Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять». (Иез.36:26–27; Иоил.2:28; Ис.12:3, 44:3).

Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель – Дух Святой – должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. «Я умолю Отца», – говорит Господь апостолам, – «и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, – Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он – Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне». (Ин.14:16–17, 26, 15:26).

Во второй главе Деяний святых Апостолов подробно рассказывается о событии, которое произошло на пятидесятый день после Воскресения Христова, в иудейский праздник Пятидесятницы. По преданию, в этот день апостолы собрались в Сионской горнице – той самой, где Христос преломил с ними хлеб на Тайной вечере. Они готовились к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, согласно обетованию.

И вот во время 9-го часа, когда народ обычно собирался в храм для молитвы и жертвоприношений, в горнице внезапно послышался шум, как будто над крышей пронесся бурный порыв ветра. Этот шум наполнил дом, где находились апостолы, одновременно появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из присутствующих. Языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. В эту минуту горница наполнилась другими звуками – апостолы стали разговаривать на разных языках, причем автор Деяний, апостол Лука, перечисляет представителей народов из разных мест, которые слышали на родном языке обращенное к ним слово Божие. Далее евангелист рассказывает о проповеди апостола Петра перед собравшимися, после чего окрестилось много народа, образовав единую Церковь Христову.

Особенности иконописной школы.

По мнению искусствоведов, софийские таблетки создавались в мастерской при архиепископском дворе Новгорода на рубеже XV-XVI веков. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году в этой мастерской стали регулярно использоваться московские образцы, влияние которых заметно в образе «Сошествие Святого Духа на апостолов» и некоторых других иконах из «софийских святцев».

Софийские святцы носили яркий образовательный характер. В их число включены не только двунадесятые праздники, но и другие фрагменты новозаветной истории, а также Страстной цикл. На обратных сторонах таблеток изображены наиболее почитаемые в Новгороде святые, число которых более 70-ти. Архиепископ Геннадий, поставленный на новгородскую кафедру Москвой, направил много сил на увеличение грамотности среди церковнослужителей и священства, а также на борьбу с ересью жидовствующих. Для получения образцовых святцев для главного городского собора, Владыка собрал самых лучших иконописцев.

Влияние Москвы проявляется не только в использовании иконографических изводов, но и в стиле. Если у мастеров традиционной новгородской школы моделировка лиц решена с помощью графических приемов, а складки тканей обозначаются изломанными линиями и почти лишены пробелов, то во многих иконах софийских таблеток нередко можно видеть светотеневую проработку. В новгородской иконописи более раннего периода яркие локальные цвета часто контрастно противопоставлены друг другу, а в «софийских святцах» красочная гамма более мягкая. Фигуры также прописаны более вытянутыми и гибкими, что в совокупности с особой изящностью исполнения показывает заметное воздействие московской живописи.

Однако новгородские мастера в этом цикле икон еще не полностью потеряли самобытность своего творческого лица – они более свободно обращаются с каноном, используют большое разнообразие композиционных типов, употребляют более сложные архитектурные формы и применяют смелые пространственные решения. Образы на иконах обладают внушительностью и даже некоторой суровостью, они решены обобщенно, часто упрощенными линиями, формы и детали укрупнены, рисунок обладает плоскостностью, несколько геометричен. Таким образом, во время написания софийских таблеток, в число которых входит икона «Сошествие Святого Духа на апостолов», старые традиции новгородской школы проявляются еще достаточно ярко, но, по мнению искусствоведов, в них уже нет той искренней наивности и чистоты, характерными для более ранних икон.

«Лебединой песнью» новгородской иконописи назвал софийские таблетки Виктор Лазарев, известный исследователь древнерусской живописи. Он считает, что если по свежести и непосредственности восприятия они и уступают более ранним новгородским иконам, то по тонкости и изяществу письма остаются непревзойденными.

Автор текста: Царан Серафима.

Оставить комментарий