Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание.
Скит Святой праведной Анны находится на крутом поросшем густой растительностью склоне на юго-западном побережье Святой Горы Афон, между Новым Скитом и Карулией и административно подчинён монастырю Великая Лавра. Это самый большой и самый ранний Скит на Святой горе. При нём состоит 51 калива: в 35 из них поддерживается монашеская жизнь и подвизаются более 80 монахов. Каливы расположены лесенкой, одна за другой, на устроенных огражденными камнями террасах и большей частью, скрытой за красивейшими скалами в зелени оливковых, лимонных и померанцевых деревьев. Самая высокая калива находится на высоте 450 м над уровнем моря. Главный храм скита возвышается над крутым скалистым выступом. Посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы (Протоевангелие Иакова 4:7-8). Под ним, на берегу моря, уютная пристань, куда и прибывает большинство паломников, чтобы помолиться вместе с монахами и приложиться к святыням, хранящимся в обители. Уютный дворик обители обустроен монахами на краю скалистого утёса перед Соборным храмом скита. Отсюда открывается великолепный вид на юго-западное побережье афонского полуострова. Эти крутые скалистые берега, поросшие густой вечнозеленой растительностью и увенчанные кельями и каливами, помогают монахам, подвизавшимся в скиту, в уединении совершать свой молитвенный подвиг. В скиту действует иконописная мастерская, где монахи Обители со смирением и молитвой пишут образы святых. Афонские иконы отличаются особой манерой письма - трогательные нежностью лики, кротость образов, виртуозностью исполнения и очень тонкая, почти ювелирная проработка даже самых незначительных деталей. Величайшей святыней скита, вокруг которой разворачивается вся жизнь скита, являются мощи Святой Анны, матери Пресвятой Девы. Ковчег с мощами Святой праведной Анной монахи скита бережно хранят в алтаре главного Собора Обители. Мощи — это левая ступня с пальцами и кожей, которой более 2000 лет. Они совершили множество чудес для больных и бездетных семей, которые с верой и благоговением обращаются к ним за помощью. С 1686 года они находятся в храме скита, привезенные из Иерусалима. В главном храме скита находится ещё одна святыни Обители - чудотворный образ Святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, который совершает чудеса для бездетных супружеских пар. Икона относятся примерно к XVI веку, находится за стеклом.
История создания.
В VII веке, когда весь Афон опустел от арабского погрома, Византийский император Константин IV Погонат передал Афон монахам, тогда у моря поселились отшельники и построили небольшой монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Эту обитель во все времена поддерживали и восстанавливали монахи. В XIV веке Обитель была воссоздана преподобным Герундием, последними игуменом монастыря Вулифтири, но продолжающееся набеги пиратов вынудили монашествующих покинуть свою Обитель. И одни из них переместились в пещеры у самой Афонской Горы, а другие выше Кавсокалифского скита построили небольшой монастырь во имя Святого Антония Великого. В эти годы в пустынной местности Вулифтири провёл много лет преподобный Нифонт Афонский скитальнически, в тишине и безмолвии, питаясь только травой и кореньями. С конца XVI века пустынники начали селиться недалеко от скита Святой праведной Анны на месте, которая ныне называется Малая Анна. Жизнь насельников Скита осложнилось после того, как в 1674 году монастырь Великая Лавра письменным приказом запретил заниматься земледелием и пчеловодством. В XVIII веке усилиями монахов и благочестивых паломников Скит продолжал отстраиваться. Так, в 1829 году построили близ Кафоликона кладбищенскую церковь во имя Живоносного источника. С тех пор скит познал ещё больший расцвет и достиг вершины населенности и служения. Храм был перестроен иждивением духовника Кира Филофея Пелопоннеса из города Нафплион. А в 1757 году он был заново расписан известными иконописцами Филофеем и Афанасием. В 1774 году рядом с Кафоликоном была возведена колокольня. Роспись на стенах главного храма, которая была выполнена в 1752-1756 годах. На рубеже XVIII-XIX веков количество иноков, подвизавшихся в скиту продолжало увеличиваться и к 1845 году достигло 120 монахов. В эти годы в обители подвизались в молитве прославившие Скит преподобномученики Лука Мителинский, Иларион, Никита, Нектарий, Давид, Павел Панайотис Пелопонесский. Во время греческого национально-освободительного восстания 1821-1830 годов Скит, в отличие от большинства других Обителей Святой горы, не пострадал от репрессий турецкой армии, так как находился в труднодоступной местности. Большинство монархов его не покинули и каливы не были разрушены. В 1843 году Вселенский Патриарх Герман IV утвердил правила для насильников скита Святой праведной Анны: они состояли из 20 глав и определяли строгий уклад жизни монахов обителей. Вместе с тем Скит продолжал отстраиваться и к началу XX века в нём уже проживало до 300 монахов и послушников. В каливе Успения Пресвятой Богородицы свои пустынные подвиги совершал преподобный Савва Калимносский, в скиту Малая Анна, со своим братством пребывал преподобный Иосиф Исихаст. В скиту Святой праведной Анны совершал непрестанную молитву старец Анфим Агианнитис, считавшийся главным духовником Святой горы. Как и в давние времена скит живет трудами насельников и на пожертвования благотворителей. На многочисленных террасах вокруг калив Обители монахи обустраивают огороды, занимаются пчеловодством, выращивают оливковые и фруктовые деревья. В мастерских Обители монахи занимаются переплетом книг и изготовлением четок, в которых используют особые злаковые культуры с крепкими тёмными зёрнами известные на Святой горе как слёзы Панагии. Важным источником доходов скита является производство свечей. Они делаются из воска и сам процесс их изготовления с давних времен практически не изменился и их можно приобрести любому желающему.
Составитель текста: Канищева Анастасия.