«Шинель» - Гоголь Николай Васильевич

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Шинель»
«Шинель»
Автор: Гоголь Николай Васильевич
Жанр: Повесть
Дата создания: 1841 г.

Описание произведения.

«Шинель» принято истолковывать как «манифест социального равенства и неотъемлемых прав личности в любом её состоянии и звании». Но такое толкование противоречит мировоззрению Гоголя, который чуждался социальных вопросов. Он видел мир во власти сил зла, и обличение зла считал своей задачей. Целью этой краткой работы является выявление в сюжете «Шинели» трагической борьбы света и тьмы, выраженной в людских судьбах. (Ин.3:19-21). В этом ракурсе мы и рассмотрим её сюжет.

Герой — чиновник одного департамента Башмачкин Акакий Акакиевич (Акакий — «не причастный злу», греч.), переписчик бумаг, праведник. Мир букв для него — сакрален, он — писатель этого священного мира. Мира внешнего АА не замечал: переходя дорогу, он видел себя посреди строки. Не замечал он и пищи, которую ел «вместе с мухами», своей ветхой одежды, насмешек канцеляристов. При этом «он не делал ни одной ошибки в письме», т.к. письмо свято, и ошибка в этом измерении – грех. АА не знал развлечений и был счастлив. Дома он для удовольствия снимал копию с бумаги, если она была замечательна «по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу».

Мир, враждебный праведнику, искушает его столичной стужей. Почуяв холод, АА стал искать «нет ли какого греха в его шинели»? Обнаруженный грех приводит АА к портному Петровичу для поправления «гардероба». Петрович, «одноглазый чёрт», будучи в явном сговоре со стихиями, вместо починки искусил праведника идеей новой шинели. Искус оказался силён и, чтобы скопить на шинель, АА прибег к крайней аскезе – изгнал «употребление чаю по вечерам», не зажигал свечи…, ступал «как можно легче и осторожнее, …чтобы … не истереть… подмёток». Голодая по вечерам, «он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». (1 Ин.2:15-17).

В жизнь АА вошла любовь: «как будто бы он женился, как будто … какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель…. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?». – Куница на воротнике указывала на высокий чин обладателя шинели, что для АА, всегда глухого к чинам, означало важную перемену: он стал рассеян в священном мире букв и «чуть было даже не сделал ошибки, так что… вскрикнул “ух!” и перекрестился». — Праведник едва не совершил нравственного падения — от любви. Любовь к шинели вошла в душу АА и всецело завладела его жизнью, а это на языке Гоголя означает не что иное, как близость страшной развязки. Ибо любовь-эрос по Гоголю — гибельная демоническая сила. Развязка не замедлила произойти.

Новая шинель явилась. Петрович принёс её — в носовом платке. Деталь эта говорит о явлении Носа, демонической фигуры в художественном мире Гоголя, а также о том, что Петрович с Носом стал огромен, а АА — совсем уменьшился, ничтожный чёрт вырос, а праведник перед ним умалился.

На наших глазах праведник превращается в обычного чиновника, как все. Надев новую шинель он, до сих пор никем не замечаемый и никого не замечающий, вдруг стал всем заметен. Его приглашают на вечеринку в честь новой шинели. АА соглашается прийти. Дома, после обеда, он уже ничего не пишет и, надев шинель, пускается в путь. Перед ним открывается неведомый ему мир столичных развлечений: «Остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина посмотреть на картину, где изображена была какая-то красивая женщина, которая скидала с себя башмак, обнаживши, таким образом, всю ногу, очень недурную…». Вечеринка описана, как колдовское мелькание вещей, света и лиц — под аккомпанемент шума и криков. АА заставляют выпить два бокала шампанского и он, возвращаясь домой, удивляется переменам в себе. — АА «шёл в весёлом расположении духа, даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения… подивясь даже сам неизвестно откуда взявшейся рыси». Священный мир букв уходит от АА, он открывается демоническому миру зла, и становится ему доступен. Перед ним возникает «бесконечная площадь», глядящая «страшной пустыней». Прежний, незаметный АА пересёк бы площадь просто, как переворачивают исписанный лист бумаги, но нынешний чиновник в новой шинели (в новом обличье) не может утаиться. — Зло, в виде усатых воров, отнимает у него возлюбленную шинель. Тогда АА идёт к значительному лицу.

История значительного лица подобна истории АА — это повесть о превращении хорошего человека в лицо: «он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку. Получивши генеральский чин, он как-то спутался, сбился с пути и совершенно не знал, как ему быть». Всегда и везде вставал пред ним страшный вопрос — не уронит ли он своего значения?

В дошинельной жизни, когда АА ещё был праведником, значительное лицо почиталось им за Божество. В его вселенной храмом был лист бумаги, Писанием — буквы, адрес, выраженный Именем важного Лица, — богом (недаром он копировал для себя бумаги с адресом важному лицу). У АА не было иной веры и надежды, кроме как на помощь значительного лица. Его вера терпит горчайшее разочарование. Боясь уронить себя в глазах низших чинов, значительное лицо кричит громовым голосом на несчастного АА, отчего тот, едва не падая, бежит домой, в дороге его снова настигает зло в виде простуды, он ложится в постель и умирает. Но умирает он не как праведник — с молитвой на устах, а в бреду, в смятении выкрикивая «сквернохульные слова» по адресу значительного лица, что в мире понятий Башмачкина означало прямое кощунство.

В Петербурге появляется привидение, крадущее шинели. В нём узнают АА. Мертвец наводит ужас на ночной Петербург до тех пор, пока не овладевает шинелью значительного лица. Последний испытывает укоры совести и меняется к лучшему. Погубив душу, бывший праведник является своему обидчику из преисподнего мира и склоняет его к раскаянию.

«Шинель» — это история падения праведника и гибели его души: злой мир испытывает неискушённого человека — поначалу незаметно, холодом, желанием тепла, затем больше — любовью к теплу и комфорту и, наконец, губит его душу. Это история демонических превращений: праведности — в пошлость, высокой любви к святому — в любовь к вещи, веры — в цинизм, хорошего человека — в значительное лицо.

История создания.

Замысел «Шинели» возник у автора в 1835 году, когда Гоголь узнал анекдот о чиновнике, который страстно хотел приобрести ружьё, копил средства, отказывая себе в необходимом. Но, когда приобрёл ружьё, потерял его на охоте. Чиновник слёг, стал угасать, а ожил тогда, когда товарищи в складчину купили ему новое ружьё. Первый вариант «Шинели» был прочитан автором М.П.Погодину в Мариенбаде, как «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Она была полна смешных положений. Окончательный вариант, серьёзнее и страшнее, был доработан в Риме. «Шинель» увидела свет в 3-м томе прижизненного собрания сочинений Гоголя. В наше время её относят к «Петербургским повестям», поскольку Петербург — одно из главных действующих «лиц» повести.

«Шинель» занимает исключительное место в истории мировой литературы. «Все мы вышли из гоголевской шинели» — написал Эжен Мельхиор де Вогюэ в статье 1885 года о русских писателях-реалистах. Повесть Гоголя развернула мировую словесность от эстетических предпочтений — к вопросам духовной жизни человека.

Отношение автора к вере.

Николай Гоголь, сколько помнил себя, был верующим человеком. Приехав в Петербург юношей, он внимательно изучает Священное писание и писания святых отцов (сохранились многочисленные тетради выписок и толкований). Близко сходится с поэтом-христианином В.Жуковским. Оба писателя размышляют о долге художника перед Богом. Жуковский писал Гоголю: «…призвание от Бога, есть… вызов от Создателя вступить с Ним в товарищество создания. … в сей силе для полета высокого заключается и опасность падения глубокого…». Гоголь отвечал: «Никогда еще так верно и так прекрасно не было сказано о долге писателя…». Он, со всею страстностью гениальной души, пытался своими творениями воздействовать на русское общество, чтобы, по словам Даниила Андреева, «сделать так, чтобы Россия осознала все несовершенство своей стадии становления, всю неприглядность своей неозаренной жизни». «Автор «Ревизора» и «Мертвых душ» верил в силу заклятья печатным словом, — писал М. Пришвин, — Гоголь силой слова хотел связать нечисть, чтобы освободить от неё красоту и добро». Работая над «Шинелью», писатель изучает «Лествицу» преп. Иоанна Синайского и «Житие святого Акакия», на что обратили внимание зарубежные учёные, которые доказали сюжетные совпадения жития и повести.

В 1847 году Гоголь издаёт книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», пробуя себя в роли духовного учителя. Смиренно принимает обрушившиеся на него критику и поношения. В начале 1848 года, в болезненном состоянии, совершает паломничество к Гробу Господню. В 1849 году знакомится с прот. Матфеем Константиновским, миссионером и проповедником, который становится его духовным наставником. Советы этого даровитого, но невежественного священника склоняют писателя к поиску «положительных персонажей», что он, противясь художественной правде, и пытается осуществить во 2-м томе «Мёртвых душ». Это приводит к сожжению рукописи и обострению болезненного аскетизма Гоголя. Он внутренне готовится к смерти и умирает в начале Великого поста 21 февраля 1852 года.

Биография.

Николай Васильевич Яновский родился в 1809 году, в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии. Происходил из дворянского рода Гоголей-Яновских. Окончил Гимназию высших наук в Нежине. Находясь в гимназии, писал стихи, был ревностным участником театральных представлений, где играл комических старух.

В 1828 году переехал в Петербург. Пытался поступить на сцену, служить чиновником. Первый литературный успех принесли ему «Вечера на хуторе близ Диканьки». Завязывает первые литературные знакомства с П.Плетнёвым, А.Дельвигом, кругом В.Жуковского и А.Пушкина. Пробует себя в должности учителя Патриотического института и адъюнкта кафедры истории Петербургского университета.

В Москве знакомится с М.Погодиным, М.Щепкиным, С.Аксаковым и его семейством.

Литературная слава пришла к Гоголю с появлением сборников «Арабески» и «Миргород», комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души». Болезненность писателя вынуждает его жить и писать за границей. Болезнь его усугубляется, страх смерти и мистические настроения приводят к душевным кризисам. Паломничество к Гробу Господню не приносит облегчения. Он возвращается в Россию. Его духовник, о. Матфей строго советует отказаться от творчества. В начале Великого поста 1852 года, Гоголь отказывается от пищи. 21 февраля, впав в беспамятство, умирает в Москве, в доме своего друга А.П. Толстого.

Автор текста: Преображенская Ирина Александровна.

FB2

EPUB

  • Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в этой повести. Маленький человек Башмачкин искалечен тем «благоустроенным государством», «благоустроенным обществом», в котором он существует. Башмачкин погибает, не сумев приспособиться, перебороть ту гнетущую, страшную силу, которая ему противостоит, – силу общественной государственной системы.

  • Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в этой повести. Маленький человек Башмачкин искалечен тем «благоустроенным государством», «благоустроенным обществом», в котором он существует. Башмачкин погибает, не сумев приспособиться, перебороть ту гнетущую, страшную силу, которая ему противостоит, – силу общественной государственной системы.

  • Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в этой повести. Маленький человек Башмачкин искалечен тем «благоустроенным государством», «благоустроенным обществом», в котором он существует. Башмачкин погибает, не сумев приспособиться, перебороть ту гнетущую, страшную силу, которая ему противостоит, – силу общественной государственной системы.

Оставить комментарий