«Семь жалующихся жен» - Сакс Ганс

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Семь жалующихся жен»
«Семь жалующихся жен»
Автор: Сакс Ганс
Жанр: Поэзия
Год создания: 1531 г.

Ганс Сакс, народный поэт, знаменитейший из немецких мейстерзингеров, родился в Нюрнберге 5-го ноября 1494 года. До 15-тилетнего возраста он обучался в латинской школе, затем два года изучал сапожное ремесло. В семнадцать лет по обычаю всех ремесленников, Ганс пустился странствовать по городам и весям Германии и везде на пути занимался сочинением и исполнением песен. Этому искусству он выучился в Нюрнберге у ткача-мейстерзингера Леонарда Нуненбека. Возвратившись домой на двадцать третьем году своей жизни, он сделался мастером сапожного цеха, женился и, разделяя время между латанием сапог и сочинением стихов, дожил до глубокой старости, скончавшись 25-го января 1576 года.


Поэт был современником Реформации и Великой Крестьянской войны. Житель стремительно развивавшегося имперского города Нюрнберга, участник идеологических битв, развернувшихся вокруг деятельности Лютера, он был полон интересами своей бурной эпохи, словом и пером принимал участие в борьбе партий и обладал завидной трезвостью мысли и силой характера, которые были так свойственны писателям эпохи Возрождения. Ганс был человеком начитанным. Но он сам был из народа, и писал для народа, поэтому, несмотря на грубость языка, произведения поэта по большей части отличаются простотой, веселостью, остроумием, верным и часто сатирическим изображением современных ему нравов. Перу Ганса Сакса принадлежат 4275 мейстерзингерских песен и 18 томов других произведений, среди которых было 208 трагедий, комедий и масленичных представлений, а также 1700 шванков, басен, легенд, исторических, библейских и всяких иных стихотворений. Поистине плодовитость сапожника и поэта можно назвать баснословной! Большинство его произведений расходилось в народе в виде иллюстрированных листовок и небольших книжечек с хорошо всем известным именем Ганса Сакса в последней строке или с инициалами HSS (Hans Sachs Schuh­macher — Ганс Сакс Башмачник). Почти забытый, только в новое время он был оценён по достоинству благодаря трудам Виланда и Гёте.


В религиозных воззрениях Сакс симпатизировал Мартину Лютеру. Многие произведения поэта наполнены библейскими, христианскими мотивами и сюжетами. Все его творчество направлено на обличение пороков, грехов и страстей, на восхваление добродетелей и призывает читателя стать на путь исправления. Ганс Сакс был человеком честным, большим тружеником и примерным семьянином. Его христианская жизнь была безупречной.


Рассматриваемые нами стихотворения просты, интересны, назидательны, читаются легко, напоминают о мудрых наставлениях из Священного Писания и творений святых отцов о единственной возможности и необходимости побеждать зло добром.


«…Сперва муж дерзок был со мной,

Но я своею добротой

Его взяла — он стал иным.

Попробуйте и вы к своим

Добрее быть, чтобы помочь им…»

«…У нас согласное житье.

Всегда друг другу уступаем

И ссор и склок совсем не знаем.

Вот так привлечь бы жен и вам

Сердечной ласкою…

За честным мужем и жена

Сама становится честна».


У апостола Петра читаем: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1Петр. 3:1,2,7).


Апостол Павел говорит: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).


«Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» (Л.Толстой). Тема, поднятая Гансом Саксом актуальна во все времена. Критерии и побуждения, по которым люди выбирают себе супругов, часто оказываются ошибочными. Так люди выходят замуж и женятся на богатых и престарелых, преследуя эгоистичную, своекорыстную цель поскорее стать наследниками обширного состояния. Или, наоборот, избирают в супруги себе лиц намного моложе себя для наслаждения молодым телом и удовлетворения собственной похоти и тщеславия. Нередко решаются на брак скоропалительно, не узнав, как следует, свою будущую половину и её родителей. Когда проходит «конфетно-цветочный» период знакомства и ухаживания, брак заключён, свадьба сыграна и «медовый месяц» закончился, то наступают будни. Начинается «притирка» друг ко другу и люди раскрываются во всей своей полноте, и обнажаются все их скрытые недостатки. Наступает период труда, прежде всего, над собой.


Как хорошо знакомы все жалобы, описанные Гансом Саксом в своих стихотворениях, священникам, совершающим таинство покаяния, принимающим исповедь! Стоя перед Крестом и Евангелием, согнувшись в полупоклоне, люди, не редко, начинают рассказывать не о своих грехах, а жалуются на своих мужей и жен, на своих детей и, даже, на своих родителей. Как их тогда жаль! В каком ужасном состоянии они находятся, не понимая, что же такое таинство покаяния, не видя своих грехов, приходя на исповедь, в действительности, считают себя вполне исправными, обвиняют других, фактически жалуются Господу на своих самых родных и близких, совершенно забывая, что «яблочко от яблоньки далеко не укатится». Состояние фарисея: «Я хорош, другие плохие или хуже меня», или «Другие виноваты, но не я».


Преподобный Антоний Оптинский напоминал о терпении в семейной жизни, учил предавать себя полностью в волю Божию, и если муж или жена кажутся недостаточно хорошими, то задуматься, да стоим ли мы полностью хороших, идеальных супругов, идеальны ли мы сами: «Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть. И если бы муж Ваш действительно был не хорош, то спросите себя по совести пред Богом: “Да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?” И совесть Ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностию воле Божией будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали. Расторгнуть же брачный союз по легкомыслию и неопытности своей хотя и не трудно в нынешние мудрые времена, но каково будет отвечать на страшном суде Божием? Ибо Сам Бог брачным союзом сочетает человека; а посему судите сами, что лучше – терпение или нетерпение!»


Само слово «супруги» говорит само за себя. Оно схоже со словами «спрягать», «запрягать». Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Любить, это не значит смотреть друг на друга. Это значит смотреть в одном направлении». Супруги подобно паре рабочих волов вставляют свои головы в ярмо и тянут плечом к плечу воз семейной жизни в одном направлении (в христианском браке – к Богу).


Брак предназначен для тех, кто не может вместить девственность, чтобы не разжигаться. Брак предназначен для тех, кто любит детей, для деторождения. Христианский брак означает создание «малой церкви», где глава семьи – муж, подобно, как и Христос – глава Церкви. Жена же – верная спутница и помощница. Христианский брак предназначен для того, чтобы научиться любить, любовью истинной, жертвенной, бескорыстной, родить детей и привести их ко Христу, чтобы муж и жена стали не только «одной плотью», но и единодушными и единомысленными. «Я тебя люблю и хочу сделать тебя счастливой!» «Я тебя люблю и хочу сделать тебя счастливым!»


Это правильное устроение ума и сердца у молодоженов, и правильные мысли и чувства. Если это есть, то с Богом всё преодолимо. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).


Автор: протоиерей Виктор Черноморченко

FB2

EPUB

  • ГАНС САКС. СЕМЬ ЖАЛУЮЩИХСЯ ЖЕН 

    Однажды жарким летним днем 

    Я шел приветливым леском. 

    Мой путь привел меня к реке. 

    Там пышный луг невдалеке 

    Обильно был покрыт цветами, 

    Ручей струился меж камнями 

    Из рощицы, где до поры 

    Я схоронился от жары. 

    Тут позади, из чащи сонной, 

    Шумок донесся приглушенный. 

    Я поглядел туда, и вдруг 

    Семь жен увидел я вокруг 

    Источника, в тени лесной 

    Пережидавших летний зной. 

    Тогда, пробравшись за кустом, 

    Я к ним приблизился тайком. 

    И там, не проронив ни фразы, 

    Их задушевные рассказы 

    Подслушал, притаясь в тени. 

    Но как невеселы они! 

    Сначала слышно старшей слово: 

    «Взяла я мужа молодого. 

    Он первый год мне верен был, 

    А на второй мне изменил. 

    Ему во всем я подчинилась, 

    А он меня, скажи на милость, 

    Седою сукою зовет, 

    Меня насмешками гнетет. 

    Со всеми шлюхами в ладах, 

    Сидит в борделях, в погребках 

    И даже дома спит, ей-ей, 

    С прислугой собственной моей. 

    Недавно ночью нам ребенка 

    Подбросили, его пащенка, 

    Пришлось чужим дать на кормленье, 

    Мои ухлопав сбереженья. 

    И ко всему еще молчишь, 

    А он под нос мне тычет шиш. 

    Подружки, если есть в вас жалость, 

    Так посочувствуйте хоть малость». 

    Ей возразила молодая: 

    «Моя страшнее доля злая. 

    И стар и сед мой муженек; 

    Польстилась я на кошелек — 

    И вот сгубила цвет души; 

    Муж все считает барыши, 

    Трясется, коль средь бела дня 

    Кто чуть посмотрит на меня. 

    Он вечно лается со мной, 

    От ревности совсем шальной. 

    Уж и словечком мне ни с кем 

    Не переброситься, за всем 

    Следит он, крадется, как мышь, 

    И со двора не убежишь. 

    Другим гулянье на уме, 

    А я как будто бы в тюрьме, 

    В окошко выглянуть не смею. 

    Я так, пожалуй, не успею 

    И молодостью насладиться... 

    Чем жить с ним — лучше утопиться». 

    Тут третья, чуть ли не в рогоже, 

    Сказала: «Господи мой боже! 

    Да вы в довольстве и в чести. 

    Меня же сбившийся с пути 

    Супруг избавил от остатка 

    Веселья, чести и достатка. 

    Он ни о чем забот не знал, 

    Бессовестно ленив и вял, 

    Ему бы сиднем все сидеть — 

    Работа, дескать, не медведь, 

    Не убежит, а сам приметен 

    Он только как любитель сплетен. 

    Забыл семью, забыл свой долг, 

    Готов у каждого взять в долг, 

    А как рассчитываться — тут 

    Он платит только через суд. 

    Все на словах, а дела нет. 

    Хозяин дома сколько лет 

    Грозится вещи описать, 

    А ветренику наплевать! 

    Теперь ему ни в чем не верят... 

    Ах, кто беду мою измерит!» 

    Тут и четвертая подруга 

    Сказала: «Ну, а мой — пьянчуга! 

    В харчевне бражничает, жрет 

    И глушит водку круглый год, 

    По маленькой и по большой. 

    Домой придет свинья свиньей. 

    И от него тогда, бывает, 

    Как от стервятины воняет, 

    Когда ж проспится, он опять 

    Дружков торопится сыскать. 

    Дорваться должен он до кружки, 

    Хоть дома нету ни полушки. 

    И вновь несет в шинок его, 

    А мне голодной каково 

    Сидеть с детьми, и хлеба ждать, 

    И знать, что нечего продать? 

    Ведь пропит в доме каждый гвоздь! 

    Вот как мне в жизни довелось». 

    Сказала пятая: «Игрок 

    Мой благоверный муженек. 

    Он часто, под покровом мглы, 

    В такие тянется углы, 

    Где греют руки шулера, 

    Где крупная идет игра. 

    Играет в кости, в карты; тут 

    Его как липку обдерут, 

    И он домой, как я ждала, 

    Придет раздетый догола, 

    И лается, и рвется к палке, 

    И от проклятий стонут балки. 

    Чуть скажешь слово — изобьет! 

    Прислуге тут же даст расчет, 

    В заклад он снес мои все платья, 

    Посуду, простыни, и спать я 

    Должна на сене, а меж тем 

    Мне этот дом обязан всем. 

    Но все, что было, — все пропало. 

    Что делать? Если бы я знала!» 

    Тут, вся в слезах, вопит шестая: 

    «Ох, счастья вовсе лишена я! 

    Все ваши пять мужей в одном 

    Соединилися в моем: 

    Блудит, играет, пьет, ревнует, 

    Ленится, божится, ворует, 

    Притом невежа, грубиян, 

    Ругается, как басурман. 

    Он в городе со всех концов 

    Понабирает сорванцов 

    И, с ними яростно дерясь, 

    Избитый, мордой роет грязь. 

    Крикун, задира и драчун! 

    Когда бы только карачун 

    Ему пришел! Я всей душой 

    Желаю этого порой. 

    Меня он лупит день и ночь, 

    Порой бегу я ночью прочь. 

    На виселицу бы его! 

    Не надо больше ничего». 

    И тут седьмая речь ведет: 

    «А мне чего недостает? 

    Мне страшно лишь перенести, 

    Коль муж задержится в пути, 

    На ярмарке ведя закупки, 

    И не спешит к своей голубке. 

    Других не знаю жалоб я: 

    Мне по сердцу моя семья, 

    Сперва муж дерзок был со мной, 

    Но я своею добротой 

    Его взяла — он стал иным. 

    Попробуйте и вы к своим 

    Добрее быть, чтобы помочь им, 

    А мы вот сплетней их порочим! 

    Сдается, для жены позор 

    Вести подобный разговор. 

    Добро и ласку обнаружа, 

    Вы переделаете мужа, 

    Хотя б он был и неудачник, 

    Так говорит Ганс Сакс, башмачник». 

Оставить комментарий