Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
«Шёл Господь пытать людей в любови...»
Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, —
Знать, от голода качается, болезный».
Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».
Описание произведения.
В основу сюжета произведения Сергея Есенина «Шёл Господь пытать людей в любови...» лёг распространённый в жанре духовного стиха мотив явления Господа людям в образе нищего с целью испытать их веру. Пятистопный хорей – размер стихотворения – придаёт произведению ощущение плавности, напевности.
Христос выходит «на кулижку». Одно из значений этого слова — «часть поля, расчищенная для земледелия» и, возможно, это является намёком на «Притчу о Сеятеле». Однако в данном контексте Бог хочет узнать, в добрую ли почву упали зёрна любви, которыми Он одарил человечество? Но как становится ясно из последней строфы, Господь испытывает «скорбь и муку», поскольку не нашёл милосердного отклика, не увидел в людях любви к ближнему. Вывод Христа неутешительный: «Видно, мол, сердца их не разбудишь».
Однако любовь, которую заповедал Бог людям, дала всходы в неожиданном месте: в сердце старика, сидящего «в дуброве» на «пне сухом» и «жамкающего дёснами зачерствелую пышку». Увидев Христа в образе нищего, старик подумал: «Вишь, какой убогой, / — Знать от голода качается, болезный», — и поделился с ним своим последним хлебом.
В стихотворении Есенина ситуация обострена до предела: убогий старик подаёт милостыню Всемогущему (в образе нищего): «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». (Мф. 25:35-36). В России исстари бытовало поверье, что в убогом человеке можно встретить Христа. Отсюда в русском народе такая беспредельная вера в юродивых и их способность к прорицанию. И потому нужно всегда быть готовым к этой встрече, готовым поделиться последним: «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24:42).
Есть ещё один дерзновенный смысл в этом малом духовном стихе. Христос оказывается «неверующим» в людей и их добрую волю («Видно, мол, сердца их не разбудишь…»), а убогий старик — верует, что нищему — как Христу — нужно дать подаяние. И потому старик делится с Христом не только последним хлебом, но и своей верою в добро и взаимопомощь.
Старик в стихотворении Есенина олицетворяет русское крестьянство, которое никогда не теряло веру во Христа и милосердие к ближнему.
Это стихотворение, написанное в жанре духовного стиха, проникнуто любовью и верой в русский народ, народ крестьянский — христианский до самой глубины сердечной.
История создания.
Стихотворение «Шёл Господь пытать людей в любови...» (1914 г.) было включено в дебютный сборник Сергея Есенина «Радуница». Эта поэтическая книга принесла Есенину большой успех, сделала его знаменитым. Сборник написан в стилистике новокрестьянского направления в литературе, к которому поэт примкнул в начале своего творческого пути. На передний план в книге выведена тема Родины: смиренной и православной.
В произведении «Шёл Господь пытать людей в любови...» присутствует один из любимых мотивов Есенина — мотив странника. Его частое появление в лирике обусловлено детскими воспоминаниями поэта. Маленького Сережу бабушка брала с собой в Радовицкий монастырь, находившийся почти в сорока двух километрах от Константиново. Ходил он с ней и в другие паломничества. В произведении «Шёл Господь пытать людей в любови…» в роли странника выступает Христос. Путешествие в образе нищего — лучшее средство для познания простого мира, для узнавания, чем живут обычные люди.
Отношение автора к вере.
Проблема религиозных взглядов Есенина не решена исследователями по сей день. Поэт не раз писал, что не верит в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина говорят в пользу его атеизма.
Однако в произведениях автора много иллюзий на Священное писание. Особенно часто они встречаются в раннем творчестве поэта, отражающем его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. В ранних стихах Есенина мы видим мечту об идеальном мире, порождённом христианской надеждой на откровение в жизни Божьего Града.
Хотя Есенин и писал о своём неверии, поддавшись идеологической пропаганде, но евангельскую заповедь о любви к ближнему он пронёс через всю жизнь. Во время гражданской войны, когда другие писатели призывали стрелять и не отступать, Есенин писал, что лучше умереть, чем: «с любимой поднять земли / В сумасшедшего ближнего камень». В последние годы жизни приходит осознание страшного числа жертв, понесённых народом при советской власти. Из творчества Есенина уходит воспевание страны «Инонии», сменяясь тоской по «потерянному раю» молодости, его чистоте и вере.
Биография.
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года — в церковно-приходской школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.
В Петрограде Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получает широкую известность. Начиная с 1914 г. Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. К нему приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.
В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).
Был женат трижды. Первый брак заключён с актрисой Театра В. Мейерхольда Зинаидой Райх. Второй — с американской танцовщицей-босоножкой Айседорой Дункан, с которой он путешествует по Европе.
Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого — Софье Андреевне Толстой. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужили причиной лечения поэта в психоневрологической клинике.
В конце декабря 1925 года, после побега из клиники, Есенин приезжает в Ленинград. 28 декабря поэта обнаруживают мёртвым в номере гостиницы «Англетер».
Автор текста: Горюнов Валерий Васильевич.