Самсон и Далила - Джордано Лука

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Самсон и Далила
Самсон и Далила
Автор: Джордано Лука
Местонахождение: Маурицхёйс, Голландия
Произведение: Самсон и Далила
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко, Неаполитанская школа
Дата создания: неизвестно (1650-е?)

Описание произведения

О Самсоне рассказывается в книге Судей, как о человеке необыкновенной силы. С детства он был назореем, не стриг волос и не пил сикера. Руками Самсона Господь наказывал филистимлян за причиненное зло израильтянам. Благодать Божия и сила отступили от Самсона, когда филистимлянская женщина, которую он полюбил, предала его, отрезав ему волосы: «И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его. Она сказала: Филистимляне идут на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него. Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников» (Суд.16:19-21).
На переднем плане картины крупным планом показана сидящая Далила. Левая рука перебирает волосы на голове спящего Самсона, а правая уже подносит к ним ножницы. Лицо богатыря расслаблено и безмятежно, как у спящего ребенка, и это делает сцену предательства особенно трагичной.
За обнаженным плечом Самсона художник показал ожидающих сигнала воинов. Чтобы не отвлекать зрителя от библейского сюжета, Джордано лишил картину второстепенных деталей.

История создания

Картина принадлежит голландскому музею Маурицхёйс, что говорит о высоких художественных достоинствах произведения. На сайте музея нет информации о предположительном времени создания полотна. Судя по отсутствию в изображении яркого венецианского колорита, картину можно отнести к ранним работам мастера. Также неизвестно для кого создавалось это произведение, так как сюжет предательства Самсона Далилой был распространен в эпоху Возрождения и последующее Барокко.
Картина была приобретена для музея королем Вильгельмом I в 1831 году.

Отношение автора к вере

Художник при рождении получил имя, какое носил первый христианский художник -апостол и евангелист Лука. Думается, что выбор родителями имени был не случаен. Отец так же был художником, хотя и не знаменитым, и с раннего детства учил сына живописи. Когда Джордано состоится как мастер, он будет принят в неаполитанскую гильдию живописцев, носившую имя святого Луки. Не могло не оказать влияние на растущую душу и окружение, в котором рос Джордано, - историки говорят о ярко выраженной набожности неаполитанцев XVII века.
Лука работал быстро, из-за чего получил прозвище Фа-Престо, и его упрекали в небрежности, театральности и декоративности. Но упреки делались в сравнении с его предыдущими работами, где Джордано показал вершину своего мастерства живописца. И все же работы художника поистине вдохновенны, продуманы и искусно исполнены. Ощущая высоту отпущенного ему таланта и скоротечность жизни, Джордано торопился творить и в этой своей пламенности его можно сравнить с другими апостолами, братьями Иаковом и Иоанном, которых Христос назвал сынами грома - Воанергес (Мк. 3:17).
Художником исполнено множество произведений, и по меткому замечанию одного из биографов "едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи". Работы, созданные на библейские темы Лукой Джордано, служат просвещению и духовному обогащению своих зрителей. Поэтому, кажется промыслительным, что живописец упокоился в храме, для которого писалась одна из его лучших работ «Святой Михаил, изгоняющий демонов».

Биография

Лука Джордано родился 18 октября 1634 года в Неаполе. Первым его учителем был отец, живописец "средней руки". Потом Лука в течение девяти лет учился в мастерской у Хусепе Риберы в Неаполе, затем переехал в Рим, и поступил под руководство Пьетро да Кортоны. Стремясь постичь живописную манеру великих мастеров, Джордано делал многочисленные копии с произведений Рафаэля и Микеланджело. Имитация чужой манеры не только расширила горизонты его познаний, но и вооружила виртуозным техническим опытом.
В 1655 году, в возрасте 23 лет Джордано написалдля церкви Святой Бригитты в Неаполе большую алтарную картину «Взятие на небо святого Николая Барийского», поразившую современников своими художественными и техническими достоинствами. Затем последовали не менее значительные полотна «Мадонна Святого Розария», «Святая Анна и Дева Мария», «Архангел Михаил», «Святой Августин и святая Моника». Джордано был признан одним из лучших живописцев Неаполя, что обеспечило его многочисленными заказами. Наряду с живым воображением, виртуозным и точным рисунком, замечательным колоритом, в его живописи очевидно влияние искусства Тициана, Веронезе, Тинторетто.
В 1665 году художник стал членом неаполитанской гильдии живописцев. В следующем году Лука Джордано женился на Маргарите д'Арди.
Впоследствии живописец трудился в Болонье, Париже и Флоренции. Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Уже в 1681 году Филиппо Бальдинуччи составил и издал «Жизнеописание знаменитого Луки Джордано», а Иоахим фон Зандрарт включил его в свою «Немецкую Академию», изданную в 1683 году.
В 1692 году Джордано был приглашён королем Карлом II в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо. Он удостоился звания живописца короля и был возведен в дворянское звание. Щедрыми милостями были осыпаны и члены его семьи. В частности, сыну была пожалована должность смотрителя неаполитанских крепостей.
За небольшой срок пребывания в Мадриде Джордано, со свойственным ему темпераментом, создал внушительное число работ. Расписал лестницу и плафон собора Святого Лаврентия в Эскориале, большой зал дворца Буэн Ретиро, ризницу собора в Толедо, капеллу церкви Нотр-Дам дАтоха и своды Королевской капеллы в Мадриде.

В 1700 году скончался Карл II, но и при преемнике, Филиппе V, Джордано сохранял привилегии придворного живописца. В 1702 году, сопровождая в составе свиты нового суверена в Неаполь, он покинул Мадрид. Лука Джордано умер 12 января 1705 года и погребен в церкви Святой Бригитты в Неаполе.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий