Оратория «Самсон» - Гендель Георг Фридрих
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
«Why by an angel was my birth foretold» («Почему Ангел предсказал мое рождение…») – речитатив и ария Самсона из оратории Г.Ф. Генделя «Самсон».
Прежде могущественный, а теперь преданный и ослепленный филистимлянами Самсон сокрушается о своей судьбе и жалеет, что теперь не может защитить свой народ. Его душе нет покоя, ведь он был избран Богом от рождения для великой цели, и вот теперь он беспомощен сам. Как хотел бы Самсон повернуть время вспять; никогда не рассказал бы он Далиле о тайне своего могущества… Она была его женой только чтобы предать в руки соплеменников, а он оказался слишком доверчив. Сокрушение сердца Самсона, его молитва к Богу не пройдут даром - ему представится случай в последний раз разбить филистимлян на их же празднике. Они, которые хотели позлорадствовать над слугой Божиим, будут погребены заживо под сводами здания, которое разрушит Самсон.
История создания.
Ораторию «Самсон» Гендель написал на либретто Гамильтона, который в свою очередь взял за основу сочинение Мильтона, основанное на библейской книге Судей. Композитор очень ответственно подошел к сочинению и, в результате, премьера 1743 года в театре Ковент-Гарден имела большой успех. Эта оратория выдержала семь представлений за сезон, что считалось очень высоким показателем популярности, и в дальнейшем на протяжении нескольких веков не становилась менее популярной. На сегодняшний день оратория снова очень востребована, как целиком, так и отдельными концертными номерами.
Отношение автора к вере.
Георг Фридрих Гендель родился в набожной семье протестантов. Его дед по материнской линии был священником. Дед и бабушка композитора по отцу выбрали для постоянного места жительства г. Галле (протестантский регион Саксония), что позволило им избежать потрясений «тридцатилетней» войны, когда масса народа была вовлечена в братоубийственную вражду на почве религиозных разногласий между католиками и протестантами. Мать композитора была очень милостива и склонна к самопожертвованию ради ближних, и такое христианское отношение прививала сыну. Отец был практичным человеком и хотел дать сыну «надежное», по его мнению, образование – юридическое. Маленький Георг с юности любил церковную музыку и с удовольствием посещал богослужения, но кроме этого он рано стал проявлять тягу к музыкальным инструментам. Отец воспротивился таким порывам сына настолько, что не только запретил ему иметь дома инструменты, но даже посещать с визитами дома, где таковые были. Мальчик, однако же, находил случай по ночам тайком играть на спинете в мансарде. Промысл Божий управляет миром – однажды Гендель в возрасте около восьми лет сопровождал отца в поездке и, пробравшись в часовню святой Троицы, в герцогском дворце сыграл на придворном органе. Герцог Иоганн Адольф I, которого потом Гендель всю жизнь считал своим благодетелем, отметил прекрасную игру мальчика и посоветовал отцу не препятствовать его музыкальному образованию. Отец не мог ослушаться и уже в 1694 году отдал мальчика в учение композитору и органисту в г. Галле Ф.В. Цахау. Это был первый и последний учитель Генделя, но эта школа дала ему все – он получил все навыки грамотной композиции, для него Цахау открыл свою обширную библиотеку светской и духовной музыки разных эпох и стилей, он много копировал, чтобы усвоить сложную науку гармонии и выработать собственный стиль. Это были очень напряженные, но интересные месяцы обучения. И, наконец, с девяти лет в течение трех лет Гендель писал музыку для еженедельных церковных служб по поручению своего учителя.
С 1702 года композитор проходил обучение в университете г. Галле, изучая богословие и право, как того хотел его отец, но право его не увлекло. В эти годы он также служил органистом в соборе и снова писал много церковной музыки. Впоследствии эта его увлеченность проявила себя в прекрасных библейских ораториях – жанре, который прославил Генделя на весь мир. Он унаследовал от матери, а также от преподавателя богословия в университете Августа Германа Франке христианское милосердное отношение к слабым и немощным и это стало импульсом к благотворительной деятельности композитора. Будучи известным и влиятельным человеком он никогда не забывал о нуждающихся, а его творчество более всего является подтверждением его веры и прекрасного знания Священного Писания.
Биография.
Будущий великий композитор Георг Фридрих Гендель родился в 1685 году в г. Галле (Бранденбург – Пруссия) в обеспеченной семье выдающегося хирурга- парикмахера и дочери священника. Отец готовился дать сыну солидное образование, способное обеспечить безбедную жизнь. Сын исполнил его волю и окончил университет, но выбрал свой путь – композитора церковной и светской музыки. Он был дружен с известным немецким композитором того времени Г. Ф. Телеманом, и вместе они увлеченно занимались любимым делом.
В 1703 году Гендель переехал в Гамбург, чтобы ближе познакомиться с оперой – жанром, особенно привлекавшим его в то время. Здесь увидели свет его первые оперы. И, конечно, когда поступило приглашение в 1706 году ехать в Италию для совершенствования в этом жанре, композитор, не раздумывая, согласился. В Италии его талант оперного композитора проявил себя в полную силу – публика аплодировала стоя на представлениях, а Гендель усвоил все важные аспекты итальянского стиля.
В 1710 году композитора пригласили в Лондон в качестве капельмейстера принца Георга и будущего короля Великобритании. В Лондоне композитор основал впоследствии три оперные компании в разных театрах и добился успеха за счет привлечения англичан вместо итальянской труппы. Так появились его знаменитые хоры, получил широкое распространение жанр оратории. Изначально это было сделано, чтобы сократить расходы на представление – не требовались дорогие костюмы и декорации, и можно было привлечь местных жителей, вместо иностранцев. Но потом жанр стал полностью самостоятельным – хор у Генделя – это отражение народа, а не просто безликая масса.
Композитор получил английское гражданство, и Великобритания по праву стала его второй родиной – расцвет творчества пришелся на годы работы в Королевской опере, он смог реализовать все свои смелые замыслы в композиции, ему заказывали музыку для придворных торжеств и его гимны становились коронационными. Величию Генделя не было соперников…Он достиг всего о чем мечтал, но, к сожалению, в 1753 году после неудачной операции композитор полностью ослеп и до 1759 года работал в полной темноте. Он дирижировал своей последней ораторией «Мессия» 6 апреля 1759 года и силы покинули его. Перед смертью в канун Пасхи 14 апреля 1759 года великий композитор шептал слова из оратории «Мессия»: «Я знаю, мой Спаситель жив» и с этими словами перешел в мир иной. Он был, с большими почестями, похоронен в Вестминстерском аббатстве и на надгробии были написаны его последние слова и изображены ноты...
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
Samson
Why by an angel was my birth foretold,
As in a fiery column ascending
From off the altar, in my parents' sight?
As of a person separate to God?
If I must die, betray'd and captiv'd thus,
The scorn and gaze of foes? Oh, cruel thought!
My griefs find no redress! They inward prey,
Like gangren'd wounds, immedicable grown.
Samson
Torments, alas, are not confin'd
To heart, or head, or breast!
But will a secret passage find
Into the very inmost mind,
With pains intense opprest,
That rob the soul itself of rest.
Самсон
Почему Ангел предсказал мое рождение,
Как в огненном столбе восходящем
С алтаря, на глазах у моих родителей?
Как человека, отдельного от Бога?
Если я должен умереть, предателем и пленником таким образом,
терпеть
Презрение и взгляд врагов? О, жестокая мысль!
Мои горести не находят удовлетворения! Они стали добычей,
Как гангренозные раны, неизлечимо выросли.
Самсон
Мучения, увы, не проходят
К сердцу, или голове, или груди!
самые сокровенные мысли,
С болями ужасными угнетает,
Это лишает саму душу покоя.