Пророки - Провозвестники Христа -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Пророки - Провозвестники Христа
Пророки - Провозвестники Христа
Местонахождение: Нотр Дам де Реймс, город Реймс, Франция
Произведение: Скульптуры Пророков - Провозвестников Христа
Жанр: Скульптура
Год создания: 1210 – 1215 г.
Эпоха: Средние века, Высокая готика
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Справа от входа в Южный портал Западного фасада Нотр Дам де Реймс находится галерея фигур библейских Пророков и Праведников, провозвестивших появление Христа. Статуи были созданы из местного камня-песчаника неизвестным скульптором XIII века.

Скульптуры располагаются в следующем порядке (слева направо): Симеон Богоприимец, держащий на руках Младенца Иисуса, Иоанн Предтеча с символическим изображением жертвенного агнца, Пророк Исайя, Пророк Моисей со Скрижалями Завета и штандартом с медным змеем, Пророк Авраам со своим сыном Исааком, Первосвященник Аарон, держащий на руках ягнёнка.

Библейские Пророки, Святые Ветхого Завета, говорили от имени Бога, предвосхищая будущее, наставляя и утешая людей. Они предрекли появление Христа, совершали чудеса исцеления и воскрешения. В Священном Писании Пророками именуются первые ветхозаветные Патриархи: Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей. Далее Пророки становятся религиозно-нравственным институтом Израиля, наравне с царями и священниками. Четыре книги Ветхого Завета принадлежат великим Пророкам Исайе, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу, а ещё двенадцать – малым. В эпоху Маккавеев наступает «время великой скорби» – отсутствия пророков, Израиль живет в тягостном ожидании, вплоть до появления Иоанна Крестителя. Пришедший за ним Христос, обращаясь к народам, открыто говорит в своей Нагорной проповеди, что Он и есть тот самый, провозвещённый Пророками, Мессия. – «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф.5:17).

Все скульптуры располагаются на пьедесталах, изображающих символические фигуры, попираемые Святыми. Так, Иоанн Креститель попирает ногами голову Ирода, Моисей – Золотого тельца, Авраам – Храмовую гору, место жертвоприношений. Средневековый скульптор тщательно проработал мельчайшие пластические детали образов – выражение лиц, жесты, драпировки и соответствующие атрибуты. Игра света на скульптурных объёмах, талантливо выстроенных мастером, вместе с камнем оживляет и Библейские сюжеты.

История создания.

Средневековый период в культуре Западной Европы был отмечен конфликтами реальной действительности и духовной жизни человека. Основополагающий тезис христианского аскетизма «Дух – всё, плоть – ничто» прекрасно выражается архитектоникой готических соборов с их устремлёнными ввысь формами.

В 1211 году было заложено здание нового Реймсского собора, на месте уничтоженного пожаром старого. Как и его предшественник, новый собор был посвящён Богоматери. Строительство здания продолжалось до 1285 года, работами руководили четыре архитектора – Жан д’Орбе (1211 – 1230), Жан-ле-Лу (1231 – 1237), Гоше Реймсский (1247 – 1255) и Бернар Суассонский (1255 – 1285), имена которых были выложены цветным камнем на полу нефа. Скульптурное оформление собора было в целом завершено к концу XIV века.

Творческая мысль зодчих и скульпторов Нотр Дам де Реймс легла на напряженные, стремительные формы готического собора, высокий дух эпохи застыл в его скульптурах. Собор украшен священными и возвышенными образами, но средневековые мастера, в своём стремлении показать силу человеческого духа, сквозь строгие церковные каноны сумели пробиться к живому ощущению натуры. В строгих, ритмичных рядах статуй праведников, украшающих собор, как бы рождаются динамические импульсы, появляется высокое напряжение духовности. Тонкая игра света на тщательно проработанных деталях драпировок, лицах святых, крыльях ангелов оживляет камень, делает его тёплым, а Библейские сюжеты – близкими и понятными всем христианам.

Скульптуры Пророков у Южного портала Главного фасада Нотр Дам де Реймс были созданы в самом начале строительства собора, около 1210 – 1215 годов. Скульптурная композиция Южного портала, как и другие статуи Главного фасада, была возобновлена в 2009 году. Скульптуры, находившиеся в аварийном состоянии, были отреставрированы по сохранившимся в архивах описаниям.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий