Медиатека по Библии

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Автор: Гоголь Николай Васильевич
Жанр: Повесть
Дата создания: 1831-1833 гг.

Описание произведения.

Произведением «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголем было положено начало религиозному осмыслению жизни ещё до его сознательного обращения к христианству. В основе сюжета – притча о безумном богаче из главы 12 Евангелия от Луки. Писатель максимально понижает её содержание (но, заметим, не смысл), погружает в самый, что ни на есть, низменный быт: «Иван Иванович долго оглядывал коморы, двор, сараи, кур, бегавших по двору, и думал про себя: «Господи, Боже мой, какой я хозяин! Чего у меня нет? Птицы, строение, амбары, всякая прихоть, водка перегонная, настоянная, в саду груши, сливы; в огороде мак, капуста, горох…Чего ж ещё у меня нет?» - Сравним с текстом евангельской притчи: «У одного богатого человека был хороший урожай на поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что я сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Роль героя притчи Гоголь препоручает одному из Иванов. Желание насладиться богатством у него куда скромней, чем у евангельского прототипа — он просто желает увеличить свое богатство ровно на один предмет. Но, в результате, из-за одной единственной, не могущей быть исполненной прихоти, налаженная жизнь летит под откос. А в конце повести напрямую сбывается и главное пророчество: карбованцы, заботливо накапливаемые Иваном Ивановичем в течение многих лет, один за другим исчезают из заветного сундука и безвозвратно уходят в необъятные карманы судейских сутяг. Кажется невероятным, чтобы из столь никчемного посыла пошли такие глубокие и широкие круги. Ведь мог же отвести глаза от вожделенного ружья Иван Иванович, а то и вспомнить высказывание из Апокалипсиса Иоанна Богослова: «ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и слеп, и наг». Однако не вспомнил... И напрасны воззвания к сутяжникам повествователя: «Бог с вами, Иван Никифорович и Иван Иванович! Скажите по совести: за что вы поссорились? Не по пустякам ли? Не совестно ли вам перед людьми и перед Богом!». Не совестно. Ни перед людьми – потому что люди эти ничем не отличаются от них самих; ни перед Богом – потому что настоящего Бога они и не знают, и знать не хотят. И, получается, что мстит человек не человеку, но прежде всего – Богу, чего-то, по его мнению, ему не додавшего. И, попутно, самому себе – посредством собственной же нелепой жизни.

История создания.

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» -последняя из написанных Гоголем повестей на малороссийскую тему. Впервые напечатана в альманахе Смирдина «Новоселье» (1834) с подзаголовком «Из повестей Рудого Панька», в окончательном варианте опубликована спустя год в книге «Миргород». Один из многочисленных частных случаев, которые Гоголь мог наблюдать за время не столь уж продолжительной жизни в Малороссии, подтолкнул его к написанию повести о ссоре двух провинциальных обывателей. Результат получился настолько страшен, что в конце повести у повествователя поневоле и неожиданно для него самого, вырывается в виде тяжкого вздоха: «Скучно на этом свете, господа». Он предваряет более позднее воздыхание в «Выбранных местах из переписки с друзьями», выдержанное в каких-то страшных, апокалипсических формах: «Черствей и черствей становится жизнь; все мельчает и мелеет, и возрастает только в виду всех один исполинский образ скуки, достигая с каждым днем неизмеримейшего роста. Все глухо, могила повсюду. Боже! Пусто и страшно в твоём мире».

Отношение автора к вере.

Гоголь – писатель ни с кем несравнимый, даже на фоне очень богатой мощными и своеобразными дарованиями русской литературы. Любое наугад взятое его произведение представляет, при внимательном вглядывании, целую систему религиозных символов, иногда имеющих тенденцию в сторону мнимого их снижения. Гоголь стал первым русским писателем, попробовавшим согласовать свое творчество с учением церкви и сознательно выстроившим жизненный путь по Христу. Сочинил «Развязку «Ревизора», где трактует свою комедию в чисто религиозном духе; «Авторскую исповедь», в которой в религиозных категориях истолковывает свою жизнь и деятельность; переписывает, в нужном ему теперь направлении, некоторые из ранних своих произведений, пытается задать нужное духовное направление Второму тому «Мертвых душ». С начала сороковых годов Гоголь склоняется к аскетизму, христианский идеал понимает, как монашеский: «Я не рожден для треволнений и чувствую с каждым днем и часом, что нет выше удела на свете, как звание монаха». Делает несколько попыток распроститься с литературной деятельностью, принять постриг в одном из монастырей, но неудачно… Он становится монахом в миру: отказывается от имущества, денег, ведёт уединенный образ жизни. Принимается за систематическое чтение книг духовного содержания, оказывая преимущественное внимание святоотеческой литературе. Работает с богослужебными книгами, сам пробует сочинять молитвы, пишет ряд трудов, объясняющих таинства Божественной литургии, церковные установления в быту, симфонию Церкви и Государства. Даже в художественном творчестве Гоголь стремится к тому, чтобы всё написанное им согласовалось с заповедями Божьими. После странствий по Европе и паломничества в Иерусалим, он оседает в Москве, находит духовного отца (им становится известный всей России ржевский протоиерей о.Матвей Константиновский), в целях укрепления веры посещает Оптину пустынь и Свято-Сергиеву Троицкую Лавру. Умирает после длительной подготовки к таинству смерти, регулярно постясь и причащаясь Святых Христовых Тайн.

Биография.

Н.В.Гоголь родился в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии 1 апреля 1809 года. В двенадцать лет поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828 года). В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург, где пытался поступить на сцену. Служил мелким чиновником в департаменте уделов Министерства уделов. Начал пробовать себя в литературе. В 1830 году, в «Отечественных записках» был напечатан «Вечер накануне Ивана Купала», начаты «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь». В 1831 году сблизился с кругом В.А.Жуковского, который принял Гоголя с большим радушием: Плетнёв, по просьбе Жуковского, рекомендовал Гоголя на должность учителя в Патриотическом институте, а также свел его с Пушкиным. В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете. В 1831 и 1832 годах двумя частями вышли в Петербурге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Следующими сборниками стали «Арабески», затем «Миргород». Оба вышли в 1835 году. Слава Гоголя вошла в зенит. К началу 1830-х годов относятся замыслы знаменитой «Шинели», «Коляски», «Портрета». В 1836 году появилась комедия «Ревизор», где напрямую высказывались социальные и религиозные воззрения Гоголя. Постановка комедии смогла осуществиться только по воле царя Николая I. Первое собрание сочинений Гоголя вышло в 1842 году. В этом собрании впервые опубликованы комедии «Женитьба» и «Игроки». В июне 1836 года Гоголь уехал за границу, где пробыл, с перерывами, около десяти лет, что дало ему возможность завершить поэму «Мёртвые души». Опыт работы над этой книгой убедил его в огромном влиянии его таланта над умами современников. Эта мысль стала складываться в представление о своём пророческом предназначении на благо обществу. В марте 1837 года он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Гоголя привлекала природа и искусство, которыми был богат Рим. В Риме он усиленно работал над «Мёртвыми душами», здесь же закончил «Шинель». Осенью 1839 года он, вместе с Погодиным, отправился в Россию. В Петербурге и в Москве он читал друзьям главы «Мёртвых душ». В 1841 году книга Гоголя вышла в свет в Москве. Напечатав «Мёртвые души», Гоголь последний раз уезжает заграницу. Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Гоголь то решает уйти в монастырь, то хочет служить Богу на поприще литературы: пытаясь сделать пользу обществу, издаёт книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Совершив паломничество к Гробу Господню, он окончательно вернулся в Россию. С осени 1851 года Гоголь поселился в Москве, где жил в доме своего друга графа Александра Петровича Толстого, на Никитском бульваре. Здоровье его всё более слабело. С конца января 1852 года в доме графа Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский. Гоголь предложил ему прочесть вариант второй части «Мёртвых душ» — чтобы выслушать его мнение. Тот высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их». Ранее он давал отрицательный отзыв на «Выбранные места…», назвав книгу «вредной». Проводив о. Матфея во Ржев, Гоголь перестаёт есть и выезжать из дому. Сжигает ряд своих произведений, в том числе, полный вариант Второго тома «Мертвых душ». Молится, сознательно готовится к смерти. Писатель умер утром 21 февраля 1852 года, не дожив месяца до своего 43-летия.

Автор текста: Виталий Яровой.