Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Портал Святого Стефана расположен в южном трансепте собора Парижской Богоматери, он выходит на набережную Сены и обращён к Латинскому кварталу. Южный портал был возведён в XIII веке зодчими Жаном де Шеллем и Пьером де Монтрёем и первоначально служил входом в резиденцию парижских епископов.
Главным украшением портала является мраморный тимпан над центральными воротами, на нём изображены сцены жития Святого Стефана и его мученической смерти. Апостол был Небесным покровителем храма, стоявшего на этом месте до строительства собора Парижской Богоматери.
Скульптурная композиция на тимпане содержит сцены проповедей Святого Стефана, Апостола от 70-ти, перед народом Израиля, суда над ним, побиения камнями и погребения, а также, в самой верхней его части, благословления Святого Иисусом Христом. В композиции присутствует сцена, символизирующая преемственность священных традиций – служители Церкви после богослужения выносят Библию и освящённую воду. Архивольты портала символизируют Рай, и содержат образы Небесных жителей.
Во время Французской революции, в 1793 году, скульптуры Нотр Дам подверглись осквернению и частичному разрушению, но были воссозданы по прежним образцам при реставрации XIX века скульптором Жоффруа Дешомом под руководством архитектора Эжена Виолле ле Дюка.
История создания.
Над возведением Собора Парижской Богоматери трудились многие архитекторы, но его главными зодчими считаются Жан де Шелль и и Пьер де Монтрёй, руководившие работами с 1250-го по 1265-й и 1267-й годы соответственно. Здание собора было, в целом, построено к 1345 году, после этого оно сохранилось, без существенных достроек и переделок, до начала XVIII века, когда, собственно, и произошло его посвящение Богоматери.
Реставрация Нотр Дам, под руководством архитектора Виолле ле Дюка, началась в 1841 году. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились более двух десятилетий. Искусствоведами признается высокое качество реставрационных работ, скульптурные элементы XII – XIII веков почти невозможно отличить от воссозданных Эженом Виолле ле Дюком и его помощниками, настолько уважительно и бережно они отнеслись к памятнику средневекового зодчества.
Отношение автора к вере.
О подробностях личной жизни архитектора, за давностью лет, известно очень мало. Об отношении Пьера де Монтрёй к религии мы можем судить лишь по его работам. Известен огромный творческий вклад мастера во французское средневековое зодчество, в том числе и возведение собора Парижской Богоматери. Большая часть его архитектурного наследия связана с церковным строительством. В этих великолепных творениях автор передаёт своё преклонение перед подвигом Сына Божия, Девы Марии, Святых и Апостолов. Христианские чувства мастера, запечатлённые в памятниках архитектуры Франции XIII столетия, навсегда остались в веках.
Биография.
Пьер де Монтрёй родился около 1200 года, в местечке Монтрёй (сейчас это восточный пригород Парижа), и принадлежал к династии парижских архитекторов. Он известен также как Пьер из Монтрейля, Пьер де Монтрейль, Пьер де Монтеро, Пьер де Монтро.
Монтрёй участвовал в строительстве аббатства Сен Дени (1231), новой трапезной для аббатства Сен Жермен де Пре (1239). Его авторству приписываются часовня на территории Сен-Жерменского дворца и трапезная церкви Сен Мартен де Шан (сейчас это зал библиотеки парижской Консерватории искусств и ремёсел). С XVII века архитектор работал над созданием часовни короля Людовика IX Сен Шапель (1243 – 1248). Около 1250 года он трудился над сооружением большой часовни Богоматери для аббатства Сен Жермен де Пре. В 1265 году Пьер Монтрёй сменил зодчего Жана де Шелля на строительстве парижского собора Нотр Дам, он занимался возведением южной части трансепта, а также устанавливал «красную дверь» в северном портале.
Умер архитектор 17 марта 1267 года в Париже и был погребён, вместе с женой Агнессой, в построенной им же часовне Богоматери в Сен Жермен де Пре. На его надгробной плите был изображён зодчий с линейкой и циркулем и выгравирована эпитафия, упоминавшая звание «наставника каменщиков». Часовня этого парижского монастыря была разрушена в 1794 году, во время Французской революции.
Автор текста: Марина Румянцева.