Портал Богородицы (Портал Святой Девы) - Дешом Адольф Виктор Жоффруа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Портал Богородицы (Портал Святой Девы)
Портал Богородицы (Портал Святой Девы)
Автор: Дешом Адольф Виктор Жоффруа
Местонахождение: Собор Нотр-Дам, Париж, Франция
Произведение: Портал Богородицы (Портал Святой Девы)
Жанр: Скульптура
Год создания: Начало XIII века
Эпоха: Средние века, Ранняя готика
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Слева от портала Страшного Суда, расположенного в центре Западного фасада Нотр Дам де Пари, находится портал Святой Девы. Он был создан в начале XIII века, имена первых скульпторов до наших дней не дошли, но зато известны имена реставраторов, тщательно возобновлявших собор в XIX веке – архитектора Эжена Виолле ле Дюка и скульптора Адольфа Виктора Жоффруа Дешома.

В верхнем ярусе тимпана, сохранившемся со времён средневековья, изображена сцена Коронации Богородицы – Иисус вручает Матери царский скипетр, а ангел над Ней увенчивает короной. По обеим сторонам Божией Матери и Христа расположены два коленопреклонённых ангела. В среднем ярусе находится скульптурная композиция со сценой Успения Марии – Богоматерь на ложе, у которого стоят Иисус и Апостолы. В самом нижнем ярусе тимпана, справа расположены фигуры трех ветхозаветных царей, а слева – трех пророков. Архивольты портала, символизирующие Царство Небесное, украшены орнаментом из цветов и плодов и фигурами Небожителей – ангелов, Святых и Пророков.

По центру портала, на междверном столбе, расположена скульптура стоящей царственной Богоматери с благословляющим Младенцем на руках. В подножии статуи изображены Адам и Ева в Раю. По обе стороны дверей, в стенных проёмах находятся скульптуры Святых и Пророков. Слева – Святой Дионисий с собственной головой в руках, окружённый ангелами, и Император Константин Великий. Справа – Иоанн Креститель, Святой Стефан, Святая Женевьева и Папа Римский Сильвестр. Оригинальные статуи были уничтожены во время Французской революции, в 1793 году, но впоследствии воссозданы при реставрации Нотр Дам в XIX веке. Они принадлежат резцу знаменитого французского скульптора Жоффруа Дешома, эскизы статуй делал архитектор Виолле ле Дюк.

История создания.

Монументальный Западный фасад Нотр Дам де Пари, в нижнем своём ярусе оформлен тремя порталами: Святой Анны (конец XII века), Страшного Суда (1220 – 1230) и Богоматери (начало XIII века). Над порталами находится «Галерея Королей», где расположены статуи двадцати восьми древнеиудейских царей. Архитектурная композиция фасада вертикально разделёна на три части пилястрами, а горизонтально – на три яруса галереями. Строительство Западного фасада было завершено в 1240 – 1250 годах.

Над возведением Собора Парижской Богоматери трудились многие архитекторы, но его главными зодчими считаются Жан де Шель и и Пьер де Монтрей, руководившие работами с 1250-го по 1265-й и 1267-й годы соответственно. Здание собора было, в целом, построено к 1345 году, после этого оно сохранилось, без существенных достроек и переделок, до начала XVIII века, когда, собственно, и произошло его посвящение Богоматери.

Реставрация Нотр Дам, под руководством архитектора Виолле ле Дюка, началась в 1841 году. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились более двух десятилетий. Изображения на архивольтах портала Святой Девы Марии и на тимпане относятся к XIII веку. Остальное его скульптурное оформление было воссоздано в XIX веке. Искусствоведами признается высокое качество реставрационных работ, скульптурные элементы XII века почти невозможно отличить от воссозданных Эженом Виолле ле Дюком и его помощниками, настолько уважительно и бережно они отнеслись к памятнику средневекового зодчества.

Отношение автора к вере.

О подробностях личной жизни скульптора известно крайне мало. Об отношении Адольфа Виктора Жоффруа Дешома к религии мы можем судить лишь по его работам. Известен огромный творческий вклад Жоффруа Дешома в реставрацию памятников средневекового зодчества, в том числе и Собора Парижской Богоматери. Большая часть его скульптурного наследия посвящена библейским сюжетам. В этих творениях автор передаёт своё преклонение перед подвигом Сына Божия, Святых и Апостолов. Христианские чувства мастера, запечатлённые в памятниках искусства Франции XIX столетия, навсегда остались в веках.

Биография.

Адольф Виктор Жоффруа Дешом (1816 – 1892), которого во Франции называют романтическим скульптором, свой путь в искусство начал с бесплатной школы рисования. В 1831 году, в возрасте пятнадцати лет, он поступил в Парижскую школу изящных искусств и до 1848 года занимался ювелирным делом. Впоследствии Адольф Виктор становится учеником скульпторов Пьера-Жана Давида Анжерского и Джеймса Прадьера. Он много и творчески участвует в восстановлении готических памятников Франции, в том числе собора Нотр-Дам де Лаон, под руководством архитектора Эмиля Боезвильвальда, собора Нотр-Дам де Байе с Виктором Руприхом-Робером, Собора Святой Шапели и Собора Парижской Богоматери под руководством архитекторов-реставраторов Жана-Батиста Ласса и Эжена Виолле-ле-Дюка.

От брака Адольфа Виктора и Сидони Мутон родились четверо детей – сын Адольф Луи Жоффруа, который впоследствии продолжил дело своего отца, и три дочери – Мари, Амели и Валентина. В 1880 году Жоффруа Дешом получил звание офицера Почетного Легиона. В 1885 году его назначают директором Музея скульптуры (ныне Музей французских памятников). Жоффруа Дешом получает множественные заказы на производство статуй и официальных памятников. Только в Соборе Парижской Богоматери ему принадлежат такие знаковые творения, как двенадцать медных статуй Апостолов на крыше, в основании главного шпиля, медный петух-ковчег, расположенный на вершине его стрелы, и мраморная статуя Благо Бога Иисуса на дверях портала Страшного Суда.

С 24 апреля по 22 июля 2013 года в Париже проходила выставка «В уединении мастерской», посвящённая творчеству Адольфа Виктора Жоффруа Дешома. Она предлагала погружение в атмосферу мастерской скульптора XIX века, чтобы показать весь гениальный творческий процесс художника. На экспозиции были представлены различные этапы создания произведений, раскрывающие первоначальный замысел мастера – эскизы, рисунки, фотографии, гравюры, воски, формы, оригинальные штукатурки и слепки на природе. Жоффруа Дешом – автор множества скульптурных работ, которые и доныне украшают собой города Франции.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий