«Пир в доме Левия» - Веронезе Паоло

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Пир в доме Левия»
«Пир в доме Левия»
Автор: Веронезе Паоло
Местонахождение: Галерея Академии, Венеция, Италия
Произведение: Пир в доме Левия
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Высокое Возрождение
Дата создания: 1573 г.

Описание произведения


Картина Паоло Веронезе «Пир в доме Левия» относится к серии колоссальных живописных полотен художника, написанных на сюжет евангельского пира. Картина была заказана Веронезе для трапезной доминиканской церкви Санти-Джованни-э-Паоло. Атмосфера монастырской трапезной стремится к тишине и молитвенной сосредоточенности, поэтому и сюжет был выбран соответствующий — Тайная вечеря, однако Веронезе значительно модернизировал известный сюжет.

На грандиозном полотне, общей площадью более 60 кв. м, Паоло Веронезе изобразил роскошный многолюдный пир (более сотни персонажей), на котором присутствуют многочисленные гости, слуги, арапы, шуты, дети, птицы, собаки, стражники. Парча, бархат, золото, дорогие вина и тонкие яства; фантастически прекрасная архитектура интерьера дворцового типа — всё это мало напоминает Тайную вечерю Христа, не говоря уже об отсутствии исторического колорита той евангельской эпохи. То, что в центре богатого стола сидят Христос и апостолы, не помогает опознать в изображении последний ужин Учителя со своими учениками. Впрочем, погружение евангельских событий в современные реалии было почти традицией в XV веке.

Эстетически прекрасное полотно поражало виртуозностью исполнения, но совершенно не передавало ни духа, ни смысла евангельского события. Художник и не ставил перед собой никаких иных задач, кроме эстетических. В картине отсутствовала тайна происходящего, не читались трагедия задуманного Иудой предательства и предстоящего крестного подвига Христа. Через три месяца после завершения работы, Святая инквизиция пригласила художника в трибунал. Там задавали вопросы о замысле картины, о несоответствии её евангельскому сюжету. Веронезе не поддался страху и заявил: «Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие…». Этот и другие удачные ответы художника были причиной довольно мягкого приговора Инквизиции. Решено было дать Веронезе три месяца на переделку работы за свой счёт.

Паоло Веронезе нашёл выход из затруднительного положения: он почти не изменил полотна, но надписал на нём название другого евангельского события — «Пир в доме Левия». Картина действительно изображала событие, более похожее на пиршество богатых мытарей, чем на тайную вечерю: «И сделал для Него Левий в доме своём большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьёте с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». (Лк.5:28-32).

В шедевре Паоло Веронезе отразились новые взгляды наступающей эпохи на христианскую веру и, соответственно, на Евангелие. Бедность верующего, простота одежды и пищи, часто — нищенство, которые в католической традиции признавались за добродетели, перестали считаться таковыми. Монастыри старались обогащаться. Священники носили шёлковые ризы, украшали кельи живописью. Так было и с орденом доминиканцев, заказчиком Паоло Веронезе, который в XIII веке проповедовал отказ от материальных благ, а в XV, решением папы Мартина V, аскеза бедности была отменена.

Паоло Веронезе, работая для Церкви, помещал библейские события в роскошную обстановку богатых венецианских домов, чем снискал уважение и любовь современников.


История создания

Картина, в настоящее время известная под названием «Пир в доме Левия», была заказана Паоло Веронезе братией доминиканского ордена для трапезной церкви Сант-Джовани-э-Паоло, вместо, утраченной во время пожара, картины Тициана «Тайная Вечеря». Художник должен был написать полотно на тот же евангельский сюжет.
20 апреля 1573 года Паоло Веронезе показал выполненную работу, а уже 18 июля того же года давал объяснения по поводу содержания своей картины трибуналу Святой Инквизиции.

Произведение, выполненное кистью выдающегося мастера, сильно пострадало от пожара в XVII веке. В 1797 году картина, в качестве трофея, была вывезена Наполеоном Бонапартом в Париж и вернулась в Венецию через 28 лет.


Отношение автора к вере

Паоло Веронезе был не только талантливым и верующим человеком, но и глубоко думающим художником. Нередко создавая картины на древний религиозный сюжет, он пытался увидеть его через призму понимания жизни своих современников. Однако за такие «вольности» можно было поплатиться, что и случилось с художником.

В 1573 году, после создания полотна «Тайная вечеря» для монастыря Санти-Джованни-э-Паоло, художника вызвали в трибунал инквизиции на допрос. Его обвинили в чересчур вольной трактовке религиозной сцены и нашли картину весьма греховной. В композиции этого полотна, помимо Христа и апостолов, присутствует большое количество вельмож в дорогих одеждах, которые даже не смотрят в сторону Спасителя. Все они заняты более важными делами – поглощением еды, танцами, пением. Между тем, как известно, именно на этой последней трапезе Христос объявил, что один из присутствующих предаст Его. И в этой картине художник представил множество людей, готовых продать Господа за красивую одежду, вкусную еду и развлечения. Такая трактовка канонического сюжета – весьма вызывающее заявление автора, но будучи истинным христианином, он не мог не попытаться своим творчеством обратиться к душам современников, даже если за это последует наказание.

Биография

Паоло Веронезе, чье настоящее имя - Паоло Кальяри, родился в 1528 году в итальянской Вероне, в семье каменотеса Габриеля и его жены Катерины, у которых он был пятым сыном.

Вероятно, художественные способности у Паоло проявились рано. Первоначально он учился у архитектора Микеле Сан Микеле, но эта профессия ему не понравилась. Вскоре он перешел в мастерскую художника Антонио Бадиле, который к тому же являлся ему дядей.

В 1550-х годах Веронезе уже занимался монументальной живописью, считался мастером стройной композиции и непревзойденным колористом. Вскоре его пригласили поработать над украшением Дворца дожей в Венеции. А после росписи плафонов в библиотеке Сан Марко определилась его судьба – с того момента и до конца своих дней Веронезе работал в жанре монументально-декоративной росписи.

До 1555 года художник жил в родной Вероне, а после получил заказ расписывать церковь Святого Себастьяна и опять отправился в Венецию.

Творческая деятельность художника в этом городе произвела необычайный фурор. Веронезе расписывал фрески, храмы, церкви, писал портреты. Его произведения очень впечатляли современников.

В 1560 году, будучи в Риме Веронезе познакомился с произведениями Микеланджело и Рафаэля.

В 1566 году он женился на дочери своего дяди и учителя Антонио Бадиле. Паоло оказался заботливым и любящим отцом своих 4 детей и одного из сыновей он назвал в честь своего отца - Габриелем.

В 1580-х Веронезе приобрел имение, где поселился с женой и детьми, но уже вскоре заболел воспалением легких.

19 апреля 1588 года Паоло Веронезе скончался в Венеции и был похоронен в церкви Святого Себастьяна.

Автор текста: Северинова Ольга

Оставить комментарий