Оплакивание Христа - Дюрер Альбрехт

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Оплакивание Христа
Оплакивание Христа
Автор: Дюрер Альбрехт
Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Произведение: Оплакивание Христа
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное Возрождение
Дата создания: 1507 г.

Описание произведения.

Оплакивание — эпизод Страстей Христовых, следующий за снятием тела Спасителя с креста. Данный сюжет принято выделять как самостоятельную иконографическую сцену. Оплакивание произошло во вторую половину дня Страстной пятницы на Голгофе — у подножия креста. В канонических текстах отсутствует описание этой сцены. В Евангелиях после снятия тела с креста сразу описывается погребение Иисуса. При этом сообщается, что «все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это». (Лк. 23:49). Однако сюжет оплакивания встречается в ряде апокрифических и теологических сочинений.

В искусстве данная сцена появляется достаточно поздно, начиная с XII в. Данная гравюра Дюрера, выполненная на меди, была создана на два года раньше одноименной работы из цикла «Малые страсти». Очевидно, что художник детально разрабатывал данный сюжет, меняя композицию и роли задействованных в сцене персонажей. Мы видим, как тело Иисуса, которое держит за плечи ученик Иоанн, опускается на землю. Дюрер акцентирует внимание зрителя на зияющих ранах на теле Спасителя. Из пронзенного ребра сочится кровь, лик Христа, испустившего дух, выражает глубокие страдания. За левую руку Иисуса бережно поддерживает Его мать. Мария стоит на коленях, скорбно опустив свой взор. За ее спиной Мария Магдалина, с выбившимися из-под платка волосами, в порыве безутешных чувств заламывает свои руки. Весь ее облик полон боли и отчаяния. За крестом мы видим фигуру предположительно Никодима, который держит сосуд с миром для последующего погребения. За ним стоит Иосиф Аримафейский- тайный ученик Христа, по ходатайству которого тело господа было похоронено по еврейскому обычаю.

История создания.

Альбрехт Дюрер был наиболее выдающейся фигурой европейского искусства изготовления гравюр. Большая часть его работ была посвящена религиозным темам. С ранней молодости до преклонных лет мастер работал над шестью разными сериями гравюр, иллюстрировавшими Библию.

Цикл гравюр «Апокалипсис в лицах» появился накануне 1500 года, когда Германию сотрясали крестьянские волнения, религиозные распри накануне Реформации, эпидемия чумы. Серия исполнена в технике обрезной гравюры на дереве и создавалась в период с 1496 по 1498 год.

Если «Апокалипсис» был создан на одном дыхании, то к теме последних дней земной жизни Христа - «Страстям» Дюрер обращался в различных состояниях духа, примерял для них разные форматы и техники. Евангельские описания мучений Иисуса Христа — это ведущая тема искусства XV века. Но Дюрер, решая сложнейшие пластические задачи, значительно усовершенствовал подход к данной теме. Между 1507 и 1513 годом А. Дюрер работал над двумя одноименными сериями в разных техниках. Параллельно с серией «Страсти» в гравюре на дереве он создал цикл «Страсти» в гравюре на меди. Самый ранний лист этого цикла датирован 1507 годом, самый поздний – 1513 годом, основная часть досок была гравирована в 1512 году.

Серия состоит из 15 гравюр и титульного листа. Каждый лист отличается ясным композиционным построением и тончайшей обработкой всех деталей. Во многих композициях просматривается влияние М. Шонгауэра. В техническом исполнении гравюр Дюрер значительно превзошел своего учителя. Серия пользовалась невероятным успехом и неоднократно переиздавалась на протяжении XVI и XVII веков.

В отличие от гравюр на дереве, эта серия предназначалась для просвещенных современников художника и вызывала у них восхищение. Дюрер и сам высоко ценил эту работу, часто дарил отдельные листы друзьям. Он брал ее в качестве подарков в свое путешествие по Нидерландам.

Отношение автора к вере.

С юных лет Альбрехт Дюрер предавался глубоким рассуждениям на тему вопросов бытия и своего предназначения. Многочисленные автопортреты художника свидетельствуют о его стремлении заглянуть вглубь своей природы и воспитать свою личность соразмерно таланту, который был дарован ему Богом. На одном из ранних автопортретов, который был создан в тринадцатилетнем возрасте, мастер предстает задумчивым юношей, тонко и глубоко чувствующим. Позднее поиски самоопределения живописца особенно ярко проявляются в мысли о том, что художник является творцом, подобно Богу. Альбрехт Дюрер вел нравственную жизнь глубоко верующего христианина. Один из современников так писал о художнике: «За всю жизнь не известно ни одного поступка, который бы заслужил порицания или хотя бы снисхождения. Он был безупречен вполне».

При этом художник жил в сложную эпоху Реформации, когда каждому человеку предстояло сделать выбор - поддерживать революционные изменения религиозных уставов или отстаивать непреложные основы христианской веры. Изначально, прельстившись новыми идеями, живописец примкнул к лютеровскому движению, но впоследствии разочаровался в Реформации. В итоге евангельская тема становится лейтмотивом творчества Дюрера, бывшего духовно очень чутким человеком. В конце своего творчества художник сделал надпись на одной из картин, ставшей своеобразным завещанием будущим поколениям: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Сказанное было особенно важно в ту эпоху, когда Нюрнберг официально принял Реформацию. Тогда люди самых разных направлений новой веры стали проповедовать свои учения. Живописец призывал современников и потомков к внутренней стойкости в борьбе с лжепророками, которые ставили под угрозу весь строй духовной и материальной культуры. Твердой основой и истинной жизненной опорой человечества Альбрехт Дюрер считал библейское слово, не искаженное домыслами современности.

Биография.

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера - выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. В 1494 году, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

Вернувшись в Нюрнберг в 1495 году, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 года начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 году серии гравюр на дереве «Апокалипсис».

В 1506 году, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Здесь он создает выдающиеся полотна «Христос среди учителей» и «Праздник четок». Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 годов более важное место занимают картины. По всей видимости, художника не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато, и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Известный диптих «Адам и Ева» (1507 г.) был создан именно в это период.

Годы 1511-1514 были посвящены преимущественно гравюре. Дюрер выпустил второе издание «Апокалипсиса», цикл из двадцати гравюр на дереве «Жизнь Марии», двенадцать гравюр серии «Большие Страсти» и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – «Малые Страсти». В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее. В 1513-1514 годах художник создал три самых знаменитых своих листа: «Рыцарь, смерть и дьявол»; «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия I».

В 1514 году Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный «Портрет императора Максимилиана» и образ «Богоматерь с Младенцем и св. Анной» (1519-1520 гг.).

В конце своей жизни Дюрер приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе - проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию. Художник ушел из жизни в Нюрнберге 6 апреля 1528 года.



Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.





















Оставить комментарий