Обручение Марии - Франчабиджо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Обручение Марии
Обручение Марии
Автор: Франчабиджо
Местонахождение: Санта-Аннунциата-дей-Серви, Флоренция
Произведение: Обручение Марии
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Высокое Возрождение
Дата создания: 1513 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения


История обручения девы Марии с Иосифом не освещена в тексте Священного писания. Главным источником сведений об этом эпизоде земной жизни Пресвятой Богородицы является апокрифическое Евангелие от Иакова. Из него мы узнаем, что Мария воспитывалась при храме, но по достижении совершеннолетия Она не могла там оставаться. Тогда, по правилам традиционного еврейского обряда для Нее был избран супруг, охраняющий Её и уважавший Её обет. Этим человеком стал выбранный из колена Давида престарелый Иосиф Обручник. Так же упоминание об обручении мы встречаем в Евангелиях от Матфея и Луки : «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк.1:26-27).
На фреске Франчабиджо постарался отобразить важность и торжественность момента посреди обычного течения жизни, ежедневных забот. Особый эмоционально-бытовой настрой создают поднимающаяся по ступенькам женщина с младенцем на руках, она протягивает руку к другому мальчику, который не хочет идти и плачет, закрываясь от матери ручкой. Рядом смотрят на происходящие неспешно беседующие юноши. Ближе к краю картины разгневанный молодой человек пытается сломать босой ступней ветку. Позади Иосифа человек замахивается на него кулаком, чтобы ударить в спину. Вазари называет это древним свадебным обычаем, говоря, что "это делается и в наши дни".

Иосиф показан благообразным старцем, исполненного благоговения и удивления, взирающего на юную Деву, решившую посвятить себя Богу. Рядом с Богоматерью художник изобразил несколько сопровождающих ее женщин. Дева Мария протягивает руку для того, чтобы Иосиф надел на Её палец кольцо. Тут художник внёс своё понимание таинства, так как у евреев не было традиции обмениваться обручальными кольцами. Свидетельствует и благословляет происходящее священник. Все действо происходит на фоне величественного храма, на стенах которого искусная резьба повествует о грехопадении человечества и истории избранного народа.
Вазари пишет, на фреске, созданной Франчабиджо «нет ничего, что не было бы тщательно им обдумано <...> И нет сомнения, что он в эту историю вложил много старания во все главное и много любви как во все главное, так и во все второстепенное».

История создания


В 1234 году семеро служителей ордена Девы Марии удалились из мира и начали вести отшельнический образ на горе Сенарио под Флоренцией. Согласно католическому преданию в 1240 году основателям ордена явилась сама Богородица, которая повелела им носить чёрный хабит и следовать монашескому правилу Святого Августина. В 1250 году во Флоренции построена базилика Сантиссима-Аннунциата и монастырь при ней, ставший духовным центром ордена.
В 1510 году представители монастыря пригласили Андреа дель Сарто и Франчабиджо для украшения базиликами фресками. Вазари, литературный труд которого сохранил подробности этой истории, пишет, что поначалу дель Сарто отказался, так как работал над заказом от монастыря делло Скальцо. Но присланный монах был опытным переговорщиком и убедил его, что фрески, расположенные в таком часто посещаемом флорентинцами месте, как Сантиссима-Аннунциата, быстро прославят художника и послужат к его благоденствию.
Приглашение нескольких мастеров было обычной практикой, при этом преследовалась цель ускорить выполнение работы и, сыграв на духе творческой соревновательности, повысить качество работы. Далее Вазари рассказывает следующую историю: "Когда же монахи по случаю каких-то праздничных торжеств решили показать фрески, как Андреа так и Франче, они в ту самую ночь, когда Франча закончил снизу доверху свою работу, нагло и беззастенчиво ее раскрыли, полагая, как люди ничего в этом искусстве не смыслящие, что Франче уже незачем было больше подправлять свои фигуры или еще что-нибудь с ними делать. Утром же, когда росписи Франчи, равно как и росписи Андреа, оказались таким образом открытыми и Франче об этом сообщили, он расстроился так, что чуть не умер, и, вознегодовав на монахов за их наглость и непочтительное с ним обращение, он быстрым шагом направился к своей работе и, взобравшись на подмостья, которые не были еще разобраны, хотя фреска его была уже раскрыта, он молотком, забытым там каменщиками, раздробил головы нескольким женщинам и уничтожил лик Мадонны, а обнаженную фигуру, ломающую палку, сбил почти целиком. Прибежавшие на шум монахи и несколько мирян схватили его за руки, чтобы он не испортил всего и, хотя после этого ему было предложено двойное вознаграждение, он не хотел восстанавливать свою роспись нипочем, так стали ему ненавистны монахи, другие живописцы из уважения к такой работе, да и к самому художнику, так и не согласились ее завершить, такой она до сих пор и остается, напоминая о том, что случилось".
Сейчас трудно понять причины и эмоции мастера, побудившие разрушить своё творение. Но современники, как коллеги по цеху с уважением отнеслись к его поступку.


Отношение автора к вере


По свидетельству современников Франческо был добрым, мягким и очень услужливым. Не создав семью, жил тихо и скромно. Брался за всякую работу, для того, чтобы помочь своим родителям.
Вазари упоминает о соперничестве, существовавшем между Франчабиджо и Андреа дель Сарто, с которым он долгое время делил мастерскую и жизнь живописца. Однако контекст биографии позволяет толковать это соперничество скорее, как элемент здорового соревнования, чем завистливой ревности. Вазари пишет, что они "воздействуя друг на друга, искусство живописи обогатили многим".
Художник довольствовался своим положением и жизнью во Флоренции. Он мог трезво оценить отпущенный ему талант, и сравнивая свои работы с творениями Рафаэля, решил, что ему не угнаться за художником столь превосходными и редкостными. Замечательное резюме делает Вазари жизни и творчеству художника: "Да ведь, по правде говоря, величайшие благоразумие и мудрость, какие только доступны человеку, и состоят в том, чтобы познать самого себя и не воображать о себе больше того, чем ты стоишь. В конце концов, упорным трудом добившись многого, ибо от природы он не обладал ни смелостью выдумки, ни чем-либо другим, чего не приобрел бы путем долгих занятий". Погребен был Франческо ди Кристофано в церкви Сан Бранкацио, напротив которой он жил и в которой выполнил свой первый мастерский заказ. Его смерть вызвала неподдельную скорбь в среде знавших его художников, "ибо был он мастером, способным и опытным и во всех своих поступках в высшей степени скромным" - заключает биограф.

Биография

Настоящее имя художника Франческо ди Кристофано. Он был сыном ткача, переселившегося из Милана во Флоренцию. Дату рождения биографы художника определяют в промежутке 1482-1483 годов. Из-за тихого и скромного характера товарищи по цеху наградили его прозвищем Франчабиджо, что означает серый или мрачный Франча.
Франческо начал обучаться живописи в мастерской Мариотто Альбертинелли. Спустя некоторое время он перешёл в мастерскую одного из лучших мастеров Флоренции – Пьеро ди Козимо. По свидетельству Вазари в молодости художник "проявлял большую склонность к перспективе" и "почитался во Флоренции мастером своего дела".
Вместе с Андреа дель Сарто, таким же начинающим художником, Франческо открыл мастерскую на Пьяцца дель Грано. Первые заказы начинающему мастеру поступили из церкви Сан Бранкацио, расположенной напротив его дома. Современники отмечали, что писал Франчабиджо фрески лучше всех своих собратьев по цеху, "лучше других умея добиваясь эффекта смутности и дымчатости".
Когда Андреа дель Сарто, начавший расписывать один из дворов для монастыря делло Скальцо во Флоренции, уехал в 1518 году во Францию, монахи обратились к Франче, чтобы он продолжил начатую работу. Франческо выполнил с одной стороны двора все до одного орнаментальные обрамления и закончил две фрески: «Встреча с Христом» и «Прощание с Захарией». Однако он этим и ограничился, так как внезапно возвратившийся дель Сарто продолжил работу и довел ее до конца.
Вместе с Андреа ди Козимо он занимался позолотой сводов залы на вилле Медичи в Поджо-а-Кайяно. По завершении, там же вместе с Андреа дель Сарто и Якопо из Понтормо, Франчабиджо приступил к росписи стен, исполнив фреску «Триумф Цезаря». Заказчиком работы выступил папа Лев X, задумавший роспись в память о своём отце Лоренцо Медичи. Но работа не была закончена в связи со смертью заказчика.
Франческо в своё время и в наши дни известен как талантливый портретист. Вазари упоминает портрет Маттео Софферронн, ближайшего друга художника, произведший особое впечатление на современников своим реализмом и живостью. Портреты, принадлежащие кисти мастера приобрели и выставляют галереи Берлина, Шантильи, Детройта, Лондона, Флоренции, Рима, Вены, Виндзора.
Художник всю жизнь не покидал Флоренции, отказавшись от супружеской жизни и своим трудом зарабатывая на содержание престарелых родителей. Скончался Франчабиджо в 1524 году сорока двух лет от роду. Вазари пишет о многочисленных учениках художника, называя имена достойнейших это - брата Аньоло, Антонио ди Донино Мацциери, и юношу по имени Визино, который, "сделал бы успехи, если бы не пришлось умереть ему юным". Но никто из них не оставил особого следа в искусстве.
Погребен Франческо ди Кристофано в церкви Сан Бранкацио.

Автор текста: Ольга Северинова



Оставить комментарий