Неверие апостола Фомы - Рембрандт Харменс ван Рейн

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Неверие апостола Фомы
Неверие апостола Фомы
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Произведение: Неверие апостола Фомы
Жанр: Художественное
Год создания: 1632
Эпоха/течение: Барокко, Золотой век Голландии
Дата создания: 1632

Описание произведения.

Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает Свои раны. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». (Ин. 20:25). Через восемь дней Иисус вновь явился своим ученикам и разрешил Фоме коснуться его ран. Апостол тут же признал Учителя, воскликнув: «Господь и Бог мой!». (Ин. 20: 28).

Происходящее действие Рембрандт изобразил в ночное время. Сияние, исходящее от Иисуса, кажется единственным источником света, от которого в смущении отстраняется апостол Фома. Вокруг Иисуса толпятся ученики, на лицах которых застыли самые разные эмоции: любопытство, страх и благоговение. С выпученными от ужаса глазами Фома пятится от Иисуса. Резкий контраст светотени подчеркивает драматичность сцены. Христос предлагает Фоме вложить палец в Его рану. Еще миг - и Апостол признает Спасителя. Рембрандт блестяще передал момент истины.

История создания.

Картина «Неверие апостола Фомы» относится к периоду шумного успеха Рембрандта в Амстердаме, куда он переехал из родного Лейдена. Полотно написано в год женитьбы мастера, именно тогда он завёл свою мастерскую. Среди экспертов, исследовавших картину, есть те, кто считает, что данное произведение художник писал совместно с одним из учеников.

Поразительно, как Рембрандт передаёт впечатление Фомы от увиденного. Это и трепет, и благоговение, и даже животный страх. Яркий свет не просто освещает эту сцену, он сопровождает это чудо. Свет идёт от Христа и становится живым и естественным. В картинах начала 1630-х годов мастер отводит свету важнейшую роль, использует его для усиления эмоциональной выразительности картины. Характерен и жест Христа, которым Он показывает свою рану.

Но Рембрандт не был бы великим мастером, если бы не включил других персонажей в композицию. Несмотря на то, что сцена с Христом очень ярко освещена, не все её видят. На полотне даже есть равнодушный человек, изображенный на переднем плане справа. Он засыпает и как бы выпадает из общего впечатления картины. Рембрандт доносит до зрителя истину о том, что чудо приходит отнюдь не к каждому, человек должен быть готов увидеть его.

Отношение автора к вере.

В истории голландской живописи XVII века трудно найти более духовно проникновенного художника, чем Рембрандт. Он был чуть ли не единственный из голландских живописцев того времени, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Столь выраженный интерес к религиозной теме объясняется исключительно индивидуальными предпочтениями Рембрандта - спрос на такие произведения в Голландии того времени был невелик.

Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним миром, в котором в полной мере воплощались мысль и слово великого художника. Все его творчество – длинное и глубокое размышление над Библией, его настольной книгой. Его произведения, посвященные евангельской теме, отличаются духовной проникновенностью, глубиной эмоций, тематическим многообразием и колористическим мастерством. Живописец, несомненно, был глубоко верующим человеком. В Амстердаме Рембрандт сблизился с христианской сектой меннонитов, отличавшейся особой приверженностью Ветхому завету. Их учение в значительной степени было лишено догматизма, свойственного голландской реформированной церкви, к которой Рембрандт формально принадлежал. У меннонитов большую роль играла проповедь любви к ближнему, независимо от вероисповедания. Возможно, поэтому в работах художника мы видим столько человеколюбия и милосердия даже к самым грешным людям.

Биография.

Рембрандт Харменс ван Рейн - голландский художник, гравёр, выдающийся мастер светотени, крупнейший представитель Золотого века голландской живописи. Родился в городе Лейден 15 июля 1606 года в семье зажиточного мельника. В 1620 году поступил в Лейденский университет, но вскоре оставил его и стал учиться живописи. Основными жанрами его раннего творческого периода стали портрет и картины на религиозные сюжеты.

1632-ый год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание. Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635) и «Даная» (1636). Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х годов сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко, а также новаторский подход к классическим сюжетам.

На смену радужному периоду в жизни пришла полоса испытаний. В 1642 году работа Рембрандта «Ночной дозор» подверглась резкой критике и была отвергнута заказчиками, которые не оценили новаций художника. Впоследствии он практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась его супруга Саския. С 40-х годов Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось духовное, созерцательное начало. Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 году он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама. Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 году художник похоронил вторую жену и сына. Не смотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668—1669). Художник ушел из жизни 4 октября 1669 года в Амстердаме.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.



Оставить комментарий