«Моисей получает Заповеди на горе Синай» - Гиберти Лоренцо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Моисей получает Заповеди на горе Синай»
«Моисей получает Заповеди на горе Синай»
Автор: Гиберти Лоренцо
Местонахождение: Музей Дуомо (Санта-Мария-дель-Фьоре), Флоренция, Италия
Произведение: Фрагмент «Моисей получает Заповеди на горе Синай» («Врата Рая»)
Жанр: Скульптура
Год создания: 1425 – 1452 гг.
Эпоха: Раннее Возрождение, Кватроченто

Описание произведения.

Самое известное произведение Лоренцо Гиберти, выдающегося скульптора эпохи Раннего Возрождения – Восточные или «Райские» врата баптистерия Иоанна Крестителя, который расположен возле флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Их называют шедевром кватроченто итальянского изобразительного искусства.

Рельеф «Моисей получает Заповеди на горе Синай» находится в левом ряду четвёртого яруса клейм «Райских Врат». Бронзовая пластина изображает эпизоды девятнадцатой и двадцатой глав Книги Исход, повествующей о том, как Моисей на горе Синай, на пятидесятый день после Исхода Евреев из Египта, получил от Бога Скрижали Завета. (Исх.19:10–25).

В верхней части клейма изображён Моисей, стоящий на вершине горы и принимающий из рук Господа, парящего в небе в окружении Сил Бесплотных, Скрижали Завета с десятью Заповедями (Исх.20:2–17). «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубы, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, чтобы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришёл, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был перед вашим лицом, чтобы вы не грешили. И народ стоял вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исх.20:18–21).

И Силы Небесные, и Пророк Моисей изображены Гиберти живописным рельефом. Пластика бронзовой панели при движении от заднего плана к переднему, становится рельефнее, из плоскости клейма всё отчётливее проступают горы, деревья и фигуры людей. «Сыны Израилевы», толпящиеся у подножия Синая, даны самым высоким рельефом, с тщательной проработкой мельчайших деталей. Скульптор, посредством пластики жестов и выражения лиц, передал начинающуюся панику среди ожидающих своего предводителя людей – кто-то молится, воздев руки к небу, кто-то их уже опустил. Моисей будет отсутствовать сорок дней, а спустившись к своему народу со Скрижалями, обнаружит его беснование вокруг Золотого Тельца… Слаб человек.

В своих рельефах Лоренцо Гиберти использует весь спектр пластических изобразительных приёмов – от гравировальных линий до полноценных скульптурных объёмов. Мастер объединяет фигуры, пейзаж и архитектуру в единый ансамбль, событийно и пространственно насыщая свои картины. С помощью проработки мельчайших деталей, скульптор придаёт Библейским сюжетам правдивость, оживляет их.

История создания.

В центре Флоренции, на Соборной площади, находится баптистерий Святого Иоанна Крестителя, который был построен ещё в V столетии. Баптистерий Сан Джованни – один из лучших образцов романского стиля в архитектуре. Восьмиугольное здание облицовано плитами зеленого и белого мрамора, украшено колоннами и статуями, его грани оформлены пилястрами и полукруглыми арками. С трех сторон баптистерия – с южной, северной и восточной располагаются бронзовые ворота.

На исполнение Северных ворот крестильни в 1401 году был объявлен конкурс, в котором победил молодой скульптор Лоренцо Гиберти – его новозаветные рельефы отличались красотой, спокойствием и совершенной техникой. В 1424 году скульптор совершает поездку в Венецию и, вернувшись, начинает разрабатывать дизайн для дверей, установленных в восточном входе в баптистерий. Сюжеты «Райских Врат», были составлены знаменитым итальянским гуманистом, канцлером флорентийской республики Леонардо Бруни, по «Книге Бытия». Разместив отдельные эпизоды в десяти больших квадратах, Гиберти создал каждый рельеф как многофигурную композицию. Некоторые бронзовые пластины содержат более ста различных персонажей. Мастер работал над Восточными вратами двадцать семь лет.

«Перед дверями из бронзы во храме, сияющем златом,

Сам Микеланджело вдруг, их увидав, замолчал.

Долго он молча стоял, пораженным, пока не промолвил:

О чудеса из чудес! Рая достойны врата!»

(Джорджо Вазари)

При наводнении 1966 года, половина панелей Врат была повреждена, позже их восстановили по отливкам-дубликатам, хранящимся в Сан-Франциско. В 1990 году, опасаясь за сохранность «Райских Врат», их панели заменили копиями, в точности повторяющими оригиналы.

Отношение автора к вере.

На протяжении своей долгой и плодотворной жизни, Лоренцо Гиберти выполнил несколько значимых скульптурных композиций, и все они были созданы на религиозную тематику – это Северные и Восточные врата баптистерия Иоанна Крестителя во Флоренции, скульптуры Апостола Матфея, Иоанна Предтечи и Святого Стефана для церкви Орсанмикелле. Его работы на Библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства мастера.

Венцом выражения религиозных чувств Гиберти стали монументальные «Врата Рая» – скульптурная композиция на сюжеты из Ветхого Завета, над которыми мастер трудился более четверти века. В них скульптор, с помощью выразительных средств искусства эпохи Возрождения, основоположником которого он стал, основываясь на принципах гуманизма, сумел передать и всю пагубность страстей человеческих, и неотвратимость воздаяния за совершённые грехи.

Биография.

Лоренцо Гиберти – крупнейший итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, основоположник скульптуры Ренессанса, ювелир и историк искусства.

Лоренцо Гиберти родился в 1378 году во Флоренции. Его отец (по другим сведениям – отчим), Бартолуччо Гиберти, был ювелиром, этим же искусством сначала занимался и Лоренцо. Юный мастер также пробовал себя в живописи, а путешествуя по Германии, научился технике художественного литья. Полностью Гиберти посвятил себя скульптуре после того, как в 1401 году выиграл конкурс на лучший проект украшения Северных врат баптистерия Сан Джованни (Иоанна Крестителя) рядом с флорентийским собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Делом всей жизни Лоренцо Гиберти стали бронзовые двери баптистерия – Северные (1403 – 1424) и Восточные (1425 – 1452).

Гиберти занимал лидирующие позиции в художественной жизни Флоренции первой половины XV столетия, в его мастерской обучались и работали многие художники того времени. После 1430 года скульптор всё больше интересуется античным искусством, изучает памятники античности, коллекционирует их, что отражается и на его творчестве. Он сближается с гуманистами, становится одним из самых образованных людей своего времени. В 1445 году Лоренцо Гиберти приступает к работе над «Комментариями», посвящёнными истории античного и итальянского искусства, содержащими и автобиографические записки мастера. Это первая известная автобиография художника эпохи Возрождения, впоследствии она стала документальным источником для «Жизнеописаний» Джорджо Вазари.

Умер великий скульптор 1 декабря 1455 года, во Флоренции, в возрасте 77 лет. В его честь благодарные потомки назвали один из кратеров на планете Меркурий.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий