«Мёртвый Христос в гробу» - Гольбейн Ганс Младший

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Мёртвый Христос в гробу»
«Мёртвый Христос в гробу»
Автор: Гольбейн Ганс Младший
Местонахождение: Художественный музей, Базель, Германия
Произведение: «Мёртвый Христос в гробу»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Ренессанс
Дата создания: 1522 г.

Описание произведения

На картине изображен Иисус Христос. Его мёртвое тело со следами предсмертных мучений лежит на надгробной плите. Картина нетипична по формату, она узкая и вытянутая, 30,5 на 200 см. Ганс Гольбейн, известный своими точными портретами с множеством кропотливо проработанных деталей, создает произведение, на первый взгляд, совершенно нетипичное для христианского искусства. Художник как бы задаёт своим зрителям вопрос: достаточно ли сильна ваша вера, чтобы не усомниться, что это, уже подверженное тлению тело, воскреснет и принесёт возможность духовного воскресения вам? Ведь сама по себе земная, человеческая природа Христа не отрицается христианством, напротив, она также важна для понимания Евангельской истины и Спасительной жертвы, как и Его Божественная природа. Художник изображает Христа, который одинок в своей смерти, и, кажется, беззащитен перед ней, как любой другой человек.

Особенно интересным представляется то, как это картина «вошла» в русскую культуру – преимущественно благодаря роману Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот». Сам Федор Михайлович встретился с этой картиной в весьма тяжёлый период жизни – в Базеле в 1867 году. Картина так сильно впечатлила Фёдора Михайловича, что он поместил её в квартиру одного из главных героев романа «Идиот» – Парфена Рогожина.

История создания

Ещё при жизни художника картина «Христос в гробу» вызвала бурные споры и неоднозначную реакцию в христианской среде: пожалуй, впервые художник изобразил Христа по-настоящему мертвым, хотя прецеденты изображения и крестных мучений, и погребения Христа уже встречались в мировом искусстве. Ни один автор не позволил себе изобразить следы тления на святом теле, как это сделал Ганс Гольбейн, писавший своего Христа с утопленника. Эту картину считали богохульной, автора осуждали в неверии. Действительно, мастер портрета и художественной детали выводит на первый план земное, телесное. Однако не случайно он показывает эту телесность в состоянии распада, чем бросает вызов своему времени и задаёт вопрос – а что дальше? То есть, эта картина могла бы восприниматься как образец богословия в красках, если бы не одно «но» – на картине изображен сам Бог. Таким образом, картина «Мертвый Христос в гробу» выступает своеобразным испытанием веры для каждого, смотрящего на него. Также интересно отметить, что это произведение было создано в так называемый «первый базельский период», незадолго до того, как начавшаяся Реформация вынудила Гольбейна покинуть Германию и отправиться в Англию. Инициатор Реформации, Мартин Лютер, выступал за отказ от поклонения иконописным образам, что впоследствии привело к упадку церковной живописи, и в этом контексте картина «Мертвый Христос» стала пророческой, ведь на ней разрушается и буквально «умирает» традиционный образ Спасителя.

Отношение автора к вере

Ганс Гольбейн Младший принадлежал к династии знаменитых немецких художников эпохи Реформации. Новые веяния эпохи гуманизма оказали значительное влияние на мировоззрение художника. Безусловно, живописец был верующим человеком, но не чуждым сомнений и желанием найти истину. Факты Священного писания не принимались Гольбейном сразу на веру, но поддавались анализу и рефлексии. Особое влияние на личность Ганса оказало общение с величайшим ученым-гуманистом того времени Эразмом Роттердамским, автором «Похвалы глупости», а также знакомство с трудами Мартина Лютера.

В отличие от других художников немецкого Возрождения, Гольбейн в наименьшей степени занимался религиозной живописью. Самая сильная часть его творчества – портреты, написанные всегда с натуры, остроправдивые, иногда безжалостные в своей характеристике, холодно-трезвые, но изысканные по колориту. Подобной правдивости живописец хотел добиться и в работах на религиозные сюжеты.

К моменту написания картины «Мертвый Христос» Гольбейну было всего 25 лет, он был захвачен новыми идеями приблизить Бога к человеку. Читая Библию и даже иллюстрируя ее, Гольбейн хотел глубже понять парадоксальность Благой Вести, изобразить ее суть. Один из таких парадоксов Евангелия — страдания и смерть Сына Божия, которые было сложно понять даже ближайшим ученикам Христа. Как внимательный и вдумчивый читатель Писания, Гольбейн показал смерть в ее реальности. Ведь для того, чтобы воскреснуть и победить смерть, Христу нужно было умереть. Смерть на этой картине показана как предельная точка умаления Христа и вочеловечения Бога. Но смерть все равно не имеет власти. Не в том смысле, что тело остается нетронутым тлением, а в том, что Жизнь побеждает при всех внешних признаках смерти. В этом-то — непостижимость и подлинное величие чуда Воскресения. Гольбейн, сам глубоко переживший эту истину, хотел, чтобы его зрители, ужаснувшись всемогуществу смерти, поверили в то, что Божественная Любовь сильнее, что она способна тленное сделать нетленным, мертвое — живым. К тому же для молодого Гольбейна было важно самому понять, что если смерть Христа была реальной, не призрачной, настоящей, то и Воскресение столь же реально и подлинно.

Биография

Ганс Гольбейн (Хольбейн) Младший родился в 1497 или 1498 году в городе Аугсбурге в семье знаменитого художника Ханса Хольбейна Старшего. В 1515 году, вместе с отцом и братом переезжает в Базель, где работает в мастерской Х.Хербстера. В ранний период своего творчества Гольбейн занимается ксилографией, иллюстрирует книги у известного издателя И.Фробера. В 1515 году Ханс создает иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского и становится его другом. В 1519 году Гольбейн вступил в базельскую гильдию художников и унаследовал мастерскую брата. Он был особенно известен как портретист. Период творчества до 1526 года называют первым базельским периодом Гольбейна. Он создает религиозные композиции («Мертвый Христос»), исполняет живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), пишет многочисленные портреты бюргеров и гуманистов («Эразм Роттердамский»). Главное произведение этого периода — «Мадонна бургомистра Мейера», исполненная для алтаря капеллы замка Мейера.

В 1524-26 годах Гольбейн исполняет серию рисунков, известных нам как «Пляска смерти». В 1538 году они были изданы в формате гравюр на дереве.

В 1526 году Гольбейн уезжает в Лондон, где живет у друга Э.Роттердамского — философа, а также у канцлера и советника короля Генриха VIII, Томаса Мора. Здесь он создает как живописные, так и графические портреты («Портрет Т.Мора»).

По возвращении в Базель в 1528 году Гольбейн пишет почти исключительно портреты и занимается украшением фасадов. В 1530-32 годах исполняет серию рисунков на библейские темы (изданы в гравюрах на дереве в 1538 году).

В 1532 году Гольбейн уезжает в Лондон навсегда, в 1536 году он становится придворным живописцем Генриха VIII. В этот период Гольбейном были созданы шедевры портретной живописи: «Портрет Т.Кромвеля», «Посланники», «Портрет Ш.Моретта», «Портрет Р.Чесмена», «Портрет Р.Саутвелла», «Портрет Джейн Сеймур», «Портрет Кристины Датской», «Портрет Анны Клевской», «Портрет Генриха VIII». Осенью 1543 года Хольбейн умер от чумы.

Составитель текста: Северинова Ольга

Оставить комментарий