Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Небольшая мраморная скульптура (55 × 90 см) «Мадонна с Младенцем» была сделана французским скульптором и живописцем Пьером Пюже в 1682 году, в то же время, когда он работал над своим всемирно известным шедевром «Милон Кротонский» для королевского дворца в Версале.
Скульптурная композиция изображает юную Деву Марию с Младенцем Иисусом на коленях. Сидящая Богоматерь придерживает шаловливого малыша, тянущегося ручкой к её лицу. Образ Марии дан крупно, рельефно, скульптором тщательно проработаны все детали её лика и одежд. На прекрасном лице Девы лежит дымка печали, задумчивый взгляд направлен вдаль. От фигуры молодой женщины веет достоинством и спокойствием. Она знает свою Божественную миссию и принимает её.
Младенец Иисус на Её руках – пухлый и непоседливый, его детская фигурка исполнена естественной грации. Трогая маленькой ручкой подбородок матери, он как бы пытается отвлечь Её от грустных мыслей. Сейчас Он просто малыш, и впереди у них ещё много лет земной жизни вместе. А потом – они будут вместе навсегда.
Мастер передал образ Марии с большой любовью, окружил его, как своей защитой, каменным кружевом мраморных одежд, при этом настолько «живых», что они кажутся настоящими. Защитил он и малыша, поместив его в кольцо материнских рук. Скульптура Пюже исполнена нежности и света, которые мастер своим волшебным резцом освободил из каменного плена.
История создания.
Скульптура «Мадонна с Младенцем» была сделана Пьером Пюже из мрамора, который он сам тщательно отбирал в Каррере. Примерно в это же время, в 1680-е годы, из этого мрамора им были изваяны и другие его шедевры – статуи Милона Кротонского, Персея и Андромеды, барельеф «Диоген и Александр Македонский», которые находятся сейчас в Лувре.
«Я был воспитан для великих дел. Я не трепещу перед мраморной глыбой, как бы ни была она велика» – писал Пюже о себе.
Пьер Пюже возвращается к религиозной тематике на протяжении всей своей творческой жизни. В 1650-х годах он создаёт терракотовые барельефы «Христос, умерший на Кресте» и «Побивание камнями Святого Петра». Оставив Рим в начале 1660-х годов мастер, поселяется в Генуе, где выполняет несколько скульптурных произведений на библейские сюжеты. Это мягкие, живописные мраморные композиции – «Непорочное зачатие Марии» (1665) в Альберго де Повери, «Мадонна» в оратории Сан Филиппо Нери, скульптуры Святого Себастьяна и Святого Амвросия в церкви Санта Мария да Кариньяно (1661 – 1667). Пюже проявляет в этих произведениях такое умение обработки мрамора резцом, каким в то время обладал только знаменитый Бернини.
Отношение автора к вере.
Пьер Пюже, как следует из сохранившихся документов, был крещён в младенчестве. О подробностях личной жизни скульптора известно мало, современниками отмечается лишь крайне серьёзное его отношение к работе, какой бы она ни была – корабельного инженера, городского архитектора, художника и скульптора, и чуждость нравам, царящим при дворе Людовика XIV, где он, волею судьбы, также имел возможность создавать свои шедевры.
Об отношении Пьера Пюже к религии мы можем судить лишь по его работам. Значительная часть творческого наследия мастера посвящена библейским сюжетам. К этим темам Пюже возвращался на протяжении всей своей жизни – известны как живописные, так и скульптурные его работы, изображающие Христа, Деву Марию и католических Святых. В этих творениях автор передаёт своё преклонение перед подвигом Сына Божия, Богоматери и их сподвижников. Христианские чувства мастера, запечатлённые в памятниках искусства Франции и Италии XVII столетия, навсегда остались в веках.
Биография.
Французский живописец, скульптор, архитектор и инженер, Пьер Пюже, родился в семье марсельского каменщика Симона Пюже 16 октября 1620 года. Ещё в юношестве Пьер пробовал себя как корабельный живописец и скульптор, находясь в подмастерьях у резчика по дереву Жана Романа. В двадцатилетнем возрасте он отправился во Флоренцию на поиски работы, где одновременно начал обучаться живописи. Тогда же Пюже создал несколько декоративных панно, а затем, по рекомендации своего работодателя, отправился в Рим. Там он познакомился с итальянским художником Пьетро да Кортона, которому помогал в росписи потолков Палаццо Барберини в Риме и Палаццо Питти во Флоренции.
В 1643 году Пюже возвратился во Францию для работы на тулонской судоходной верфи – в те времена большое значение придавалось украшению кораблей, в том числе, военных, деревянной резьбой. Затем он провёл несколько лет в Риме в качестве скульптора и живописца, и, вернувшись оттуда в 1653 году в Марсель, некоторое время посвятил созданию живописных произведений. В 1655 году Пьер Пюже был вынужден оставить живопись по здоровью, дальше он занимается только скульптурой. В 1659 году мастер опять работал в Риме, но вскоре впал в немилость и переехал в Геную, где прожил около семи лет. Прослужив после этого некоторое время в Тулоне, в должности корабельного скульптора, он вернулся родину, в Марсель, где внёс большой вклад в развитие городской архитектуры. В 1671 году Пюже были заказаны два мраморных изваяния для Версаля, которые и принесли мастеру мировую славу – скульптура атлета Милона Кротонского, растерзанного львом и знаменитый горельеф с Диогеном и Александром Македонским. Оба произведения находятся сейчас в Лувре.
Скульптуры Пьера Пюже отличаются энергичной и правдивой лепкой, обладая при этом акцентированной театральностью. Стиль мастера до такой степени соответствовал вкусам эпохи, что соотечественники прозвали его французским Микеланджело и Рубенсом. Творчество Пюже очень высоко ценил выдающийся французский художник Эжен Делакруа, ставя его в один ряд с античными мастерами.
Умер великий скульптор 2 декабря 1694 года, в Марселе, в возрасте 74 лет. По мнению Делакруа, Пьер Пюже является величайшим гением в области скульптуры всех времён и народов, который незаслуженно забыт.
Автор текста: Марина Румянцева.