Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморная статуя «Мадонна с Младенцем» была создана средневековым итальянским скульптором Никколо Пизано во второйполовине XIII века для украшения кафедры Сиенского собора. Она расположена в одной из угловых секций мраморного восьмигранника.
Скульптура представляет стоящую в полный рост юную Богоматерь с Младенцем Иисусом на руках, которого она бережно прижимает к своей груди со стороны сердца. Одежды Мадонны царского достоинства, Её голову венчает корона. От фигуры молодой женщины веет спокойствием и величием. Она знает свою Божественную миссию и принимает её. Взгляды Матери и Младенца направлены друг на друга и исполнены нежности. Фигурка Младенца Иисуса в Её объятиях полна естественной грации.
В этой скульптуре нашло отражение увлечение Пизано античным искусством. Драпировки статуи напоминают римские тоги, а фигуры Матери и Младенца весьма натуралистичны.
Используя световые и пластические эффекты, Никколо Пизано мастерски оживляет камень, наделяя его человеческими эмоциями. Вниманием к скульптурным деталям – тщательной проработкой ликов, жестов, драпировок с множеством ниспадающих складок, подчёркивается динамика всей композиции. В светлых, воодушевлённых образах Святого Семейства мастер гениально передал Высший промысел Господень и его земное воплощение.
История создания
Весь архитектурный облик Кафедрального собора Сиены и его скульптурное оформление были разработаны и частично осуществлены, при жизни, выдающимся итальянским мастером Никколо Пизано. Он сумел придать пластическим формам величавость и выразительность, навеки связав своё имя с именем Сиенского собора.
В 1265 году скульптор начал работу над кафедрой собора. Она несколько напоминает его кафедру в баптистерии Пизы, но большего объёма, восьмигранная, а не шестигранная, и более сложна технически и композиционно. Рельеф на мраморных панелях также выше, поэтому контрасты света и тени глубже. Фигуры на барельефах располагаются плотнее, в них больше динамики. Кафедра имеет восемь колонн из гранита и мрамора по периметру и центральную колонну, окруженную резными фигурами «Философии» и «Семи свободных искусств». Мраморные рельефы на её панелях представляют новозаветные сюжеты: «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Принесение в храм», «Бегство в Египет», «Избиение младенцев», «Распятие», «Страшный суд с праведниками» и «Страшный суд с грешниками». Угловые сегменты кафедры украшены статуями.
Никколо Пизано во время возведения Сиенского собора уже имел большую скульптурную мастерскую, среди его учеников и помощников были сын, Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио, будущие великие скульпторы.
Отношение автора к вере
О личной жизни Никколо Пизано известно немного – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся мастеров. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей плодотворной жизни, Никколо Пизано, сначала один, а затем с сыном Джованни, создал ряд скульптурных композиций на религиозную тематику, а также ряд архитектурных проектов знаменитых церквей Италии.
Отец и сын Пизано являлись создателями величественного Сиенского собора, что, безусловно, говорит об их приверженности христианским ценностям. В своих статуях и рельефных композициях Никколо наделяет Святых человеческими чертами, живыми и естественными. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства художника.
Биография
Никколо Пизано, архитектор и основоположник школы итальянской скульптуры эпохи Проторенессанса, родился в Апулии приблизительно в 1220 – 1225 годах (точная дата его рождения неизвестна). Предположительно, обучался ремеслу в местных мастерских, выполнявших архитектурные и скульптурные заказы императорского двора Фридриха II. В 1245 году Никколо уехал в Тоскану и работал в Кастелло дель Императоре в Прато, а позднее переехал в Лукку. Там, на северном тимпане собора Святого Мартина им были созданы рельефы «Рождество», «Поклонение волхвов» и «Снятие с креста».
В Пизе скульптор обосновался в конце 1240-х годов. Здесь родился его сын Джованни, впоследствии продолживший дело отца. В 1255 году мастер получил заказ на создание кафедры для пизанского баптистерия, его он выполнял с учениками – Арнольфо ди Камбио и Лапо ди Ричевуто. Рельефы кафедры со сценами жизни Христа являются шедеврами мировой скульптуры. Между 1260 и 1264 годами Пизано завершил строительство сложного купола пизанского баптистерия, состоящего из полусферической и усечённой конической частей. Фасад баптистерия позднее оформил скульптурами уже сын Никколо, Джованни.
Кафедральный собор в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии, расположенный на площади Пьяцца дель Дуомо в тосканском городе Сиена, великолепный памятник итальянской готики, также является творением замечательных архитекторов – отца и сына, Николо и Джованни Пизано. В 1265 году скульптор начал работу над кафедрой Сиенского собора. Она напоминает ранее созданную пизанскую, но больше и роскошнее. В работе над ней Пизано также помогали ученики – сын Джованни, Лапо ди Ричевуто, Арнольфо ди Камбио и другие.
Дата смерти выдающегося мастера Проторенессанса точно не определена, предположительно она находится между 1278 и 1284 годами.
Автор текста: Марина Румянцева