Мадонна с Младенцем - Лука делла Роббиа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мадонна с Младенцем
Мадонна с Младенцем
Автор: Лука делла Роббиа
Местонахождение: Музей Барджелло, Флоренция, Италия
Произведение: Рельеф «Мадонна с Младенцем»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1441 – 1445 гг.
Эпоха: Возрождение, Кватроченто
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Рельеф из глазурованной терракоты «Мадонна с Младенцем», который находится сейчас в музее Барджелло, был создан флорентийским мастером кватроченто Лукой делла Роббиа в начале 40-х годов XV века.

Полихромный рельеф содержит поясное изображение Пресвятой Девы с Младенцем Иисусом на руках. Фигуры Матери и Дитя даны крупно, анфас и занимают почти всю площадь рельефа, над Их головами – нимбы. Мария бережно прижимает к груди Богомладенца, от прекрасного юного образа веет умиротворением и одухотворённостью. Её лик задумчив, глаза полуопущены,на губах играет едва заметная улыбка. Пресвятая Дева осознаёт свою Божественную миссию и принимает её. Детская фигурка Иисуса в длинной тонкой рубашке исполнена естественной грации. Он обеими ручками ухватил ладонь Матери, босые ножки скрещены. Его лик, как и у Богоматери, прекрасен и светел.

Образы Девы Марии и Младенца на кобальтовом фоне, покрытом тонким узором, выглядят ослепительно белыми, сияющими, что подчёркивает общую одухотворённость сцены. Используя световые и пластические эффекты, Лука делла Роббиа наполняет композицию эмоциями добра и любви. Произведению присуща тщательная проработка ликов, жестов и драпировок. В светлых, прекрасных образах Святого Семейства мастер гениально раскрывает Высший промысел Господень и его земное воплощение.

История создания

Достигнув значительного мастерства в создании произведений из мрамора, Лука делла Роббиа в 1440-х годах обращается к более пластичной, «быстрой» и предоставляющей широкий спектр выразительных скульптурных приёмов терракоте. Для придания глиняным изделиям долговечности, он ищет и находит прочное, не меняющее с годами своих свойств, покрытие на основе олова.

Глазурованная терракота даёт мастеру возможность декорировать множество тосканских соборов и церквей полихромной скульптурой потрясающей красоты, не теряющей своей яркости веками. Красочные рельефы украшают фасады и интерьеры храмов Флоренции, Пистойи, Урбино и других городов Италии. В этой же технике выполнено и большинство Мадонн делла Роббиа. «Мадонна с Младенцем», созданная мастером в начале 1440-х годов, скорее всего, находится в числе первых таких работ. Белая глазурь, содержащая олово, придаёт фигурам сияние как будто исходящее изнутри.

Некоторыми секретами «волшебной глазури» Лука поделился с наследниками своего творчества – племянником Андреа делла Роббиа и его сыновьями, но большинство секретов унёс с собой в могилу.

Отношение автора к вере

О личной жизни Луки делла Роббиа известно немного, однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей долгой, плодотворной жизни мастер создал множество скульптурных композиций на религиозную тематику, работал во многих известных церквях Италии. Делла Роббиа явился создателем новой декоративной техники, что позволило ему придать своим работам на библейские сюжеты большую выразительность и, одновременно, сохранить их в целости на долгие годы.

Мастер, за период своего творчества, создал множество скульптурных образов Иисуса, Богоматери, святых и пророков. В своих статуях и рельефных композициях делла Роббиа наделяет святых человеческими чертами, естественными и одухотворёнными. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные религиозные чувства художника.

Биография

Лука делла Роббиа – знаменитый флорентийский скульптор эпохи Высокого Возрождения, основатель художественной династии делла Роббиа, изобретатель техники полихромной глазурованной терракоты.

Мастер родился в июле 1399 года во Флоренции, в состоятельной семье торговца шерстяными тканями. О начальном периоде творчества Луки известно очень мало, предположительно, в юности он обучался в ювелирной мастерской. Первый задокументированный заказ для Луки делла Роббиа и первая крупная его работа – скульптурное оформление Кантории (хоровой галереи) во Флорентийском соборе (1431–1438) под руководством Филиппо Брунеллески.

В последующие годы делла Роббиа выполняет ряд крупных заказов – мраморные рельефы для колокольни кафедрального собора Флоренции (1437), скульптурное оформление скинии (1443), статуи бронзовых ангелов на хоровой галерее, бронзовые двери ризницы собора. Одной из самых значимых работ мастера, созданных им из мрамора, является надгробие Беноццо Федериги, епископа Фьезоле, в церкви Сан Панкрацио (1454–1456), которое в 1898 году было перенесено в церковь Санта Тринита во Флоренции.

В начале 1440-х годов мастер изобрел технику высокотемпературного покрытия терракоты составом на основе олова, что позволило ему украсить глазурованной скульптурой множество храмов во Флоренции и за её пределами. Мастер создал большие рельефы Воскресения (1445) и Вознесения Христа (1446) во Флорентийском соборе, декорировал люнеты капеллы Распятия в храме Сан-Миниато-аль-Монте и церкви Святого Доминика в Урбино, создал «Двенадцать Апостолов» капеллы Пацци (1443–1450) во Флоренции.

Полихромная глазурь сделала творения скульптора более прочными и выразительными. Самые известные работы Лука делла Роббиа в этой технике – «Рождество» (1460) и « Мадонна с младенцем» (1475). Скульптуры мастера были очень популярны в Италии времен Ренессанса, и многие из них отправлялись за пределы Флоренции. В 1446 году Лука купил большой дом с мастерской, которая оставалась семейной до 1520-х годов. Скульптор умер во Флоренции, в феврале 1482 года, унеся с собой многие секреты своей техники изготовления глазури. После его смерти мастерскую майолики возглавляли племянник мастера, Андреа делла Роббиа, и сын Андреа, Джованни.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий