Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем - Пинтуриккио (Бенедетто ди Бьяджо)
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Образ «Мадонны с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» является центральной частью полиптиха Санта-Мария деи Фосси. Пинтуриккио изображает Деву Марию сидящей на богато украшенном троне, представляющем собой монументальную архитектурную конструкцию. Сидение и спинка декорированы рельефами на религиозные и мифологические темы, изящно закрученными золочеными волютами, античными вазами и фантастическими зверями. Навершие трона, в очертания которого точно вписана склоненная голова Мадонны, выполнено в виде конхи, что символически связано с образом Богоматери в христианском искусстве. На коленях у Марии сидит Младенец, опирающийся на парчовую подушку с золотыми кистями. В левой руке Иисус держит гранат – символ жертвенной крови и будущих Страстей Господних. В правую руку Он принимает длинное распятие, вертикальная перекладина которого обмотана лентой с надписью «Се есть Агнец Божий». Крест Спасителю передает маленький Иоанн Креститель, одетый в нарядный алый плащ и античные золотые сандалии. Его пухлые ручки прижаты к груди, голову с изящно завитыми локонами окружает нимб. Такие же тяжёлые нимбы в виде сплошных, глухих дисков, написанных золотом, есть и у Марии с Младенцем.
Глаза Мадонны опущены и полуприкрыты – она смотрит внутрь себя, осознавая, что присутствует при священном событии, в то время как между Христом и Предтечей происходит безмолвный диалог, смысл которого до конца понятен только им. Нам же его приблизительно раскрывает надпись по нижнему краю изображения: «О святой ребёнок, передай Младенцу этот крест. Не он [Святой Иоанн] понесёт его Богу во имя спасения Мира, это будет Другой». Этими словами раскрывается важнейшая христологическая тема передачи креста как «передачи полномочий» от последнего пророка к Мессии, от Ветхого Завета к Новому.
Образ Крестителя, лишенный даже намека на аскетизм, явно указывает на приверженность художника грациозному стилю интернациональной готики. Детали изображения обильно украшены орнаментами и гротесками. Края трона и бордюры мафория Мадонны прописаны жидким золотом. У Марии на груди дорогая брошь с драгоценными камнями и крупными жемчужинами, золотой крест в руке Христа – шедевр ювелирного искусства. Всё это ещё ассоциируется с сиенской школой живописи, которая в расцвете Ренессанса сохранила традиции средневековых изображений: многоречивость композиции, повышенную декоративность, обилие золота. О наступившем Ренессансе однозначно сообщает только поэтичный умбрийский пейзаж вместо обычных для Средневековья золотых фонов. Мастер написал его с большой энергией, использовав тонкие нюансы цвета в передаче живописных подробностей и голубые горы на горизонте - предвестие воздушной перспективы.
История создания
Главное предназначение алтарной композиции, или запрестольного образа, – раскрыть содержание литургического события таинства Причастия. Независимо от сюжета, она призвана помочь верующему осознать и почувствовать присутствие живого Христа и вступить с Ним в личный диалог. В XIV-XV вв. в Италии наибольшее распространение получила структура алтаря в виде складня-полиптиха с живописными изображениями, часто многоярусная.
Основной иконографией стало sacra conversazione (святое собеседование) – изображение Богоматери с Младенцем на троне в окружении святых, что означает безмолвное общение и молитвенное единение святых на небесах. Это художественный символ явления Небесной Церкви в земном храме в момент совершения Евхаристии. Выбор святых обычно зависел от заказчиков, которые хотели видеть в алтаре своих небесных покровителей, особо почитаемых местных святых или донаторов, число которых зависело от размеров полиптиха, а изображения могли быть как поясными, так и полнофигурными.
Отношение автора к вере
Сведения о жизни Пинтуриккио скудны и противоречивы, но современники вспоминают, что он был человеком маленьким, невзрачным, глуховатым. И это, наверное, держало его на некотором расстоянии от жизни, которая должна была казаться ему тем более радостной и завидной. С известного автопортрета художника на нас смотрит задумчивое лицо с огромными глазами, а «на губах его – милая, чуть мучительная улыбка, что бывает у глухих, старающихся не подать вида, что они не слышат».
Этого чудесно одаренного мастера считали знаменитым, вторым после П. Перуджино. Ему довелось расписать церковь Санта-Мария ин Арколи, где римский император Август установил первый в истории алтарь в честь родившегося в Иудее Спасителя. Но художник не возгордился и был несказанно трудолюбив – иногда сутками не покидал строительные леса, где писал фрески. Незлобливый характер позволял ему хорошо ладить с людьми. Недоверчивый папа Александр VI Борджиа допустил его к росписям личных комнат, поэтому можно предположить, что Пинтуриккио имел репутацию деликатного человека, который даже в самых неприглядных вещах видел добрые стороны, а значит, жил, исповедуя евангельскую заповедь возлюбить мир и ближнего своего.
Биография
Пинтуриккио, чье имя при рождении – Бернардино ди Бетто (Бенедетто) ди Бьяджо, родился в 1454 г. в Перудже (Умбрия). Своё прозвище «pinturicchio», обозначающее «маленький художник» или даже «маляришка», он получил за свой малый рост. Первые художественные навыки юноша приобрёл, возможно, под руководством крупных умбрийских мастеров предыдущего поколения Б. Бонфильи, Ф. ди Лоренцо и Б. Капорали. В 1473 г. в достаточно молодом возрасте художник, совместно с большой группой других мастеров, участвовал в росписи дверных створок для церковной ниши в Перудже.
Работы 70-х – н.80-х гг. отличает особая точность рисунка, внимание к деталям, прихотливая игра прозрачных тканей, богатая орнаментика, блики, наложенные золотом. Эта тщательная манера свидетельствует о возможном его обучении в мастерской миниатюриста. В 1481 г. Пинтуриккио стал членом гильдии живописцев св. Луки, а в 1482 г. отправился в Рим, где принимал участие в росписях Сикстинской капеллы наряду с Боттичелли, Гирландайо, Перуджино иСиньорелли. Заведя профессиональные контакты с мастерами из Тосканы и Эмилии, художник организовал одну из самых больших мастерских в Риме по выполнению фресковых росписей. Знакомство с кардиналами семьи делла Ровере позволило ему на протяжении всей жизни получать от них выгодные заказы. Известно, что Пинтуриккио работал и с П. Перуджино в качестве его ассистента и полноправного партнёра.
На протяжении своего творчества художник исполнил множество алтарных образов и фресок, в том числе светского содержания, для частных капелл и церковных нефов в Орвьето, Спелло, Перудже, Сполето, Сиене. В н. XVI в. мастеру удалось достичь материального благополучия, он купил дом в Сиене, обзавелся женой и детьми. Последние годы жизни Пинтуриккио оказались омрачены тяжёлой болезнью. Он скончался в 1513 г. и был похоронен в маленькой приходской церкви Сиены безо всяких почестей.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.