Мадонна с Младенцем - Пизано Джованни
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Скульптура из слоновой кости «Мадонна с Младенцем» была создана средневековым итальянским мастером Джованни Пизано в конце XIII столетия.Скульптура с преобладанием вертикальной составляющей, представляет стоящую Божию Матерь с Младенцем Иисусом на руках. Юная Дева в венце и царских одеждах бережно поднимает над собой Божественное дитя. От фигуры молодой женщины веет величием и достоинством, Её лик светел и радостен. Она знает свою Божественную миссию и принимает её. Мать смотрит на своё Дитя, а взгляд Младенца направлен вперёд. Вся композиция лёгкая, наполненная светом и не лишенная динамики за счёт «готического» изгиба тела Богоматери.
Детская фигурка Иисуса скрыта под длинными богатыми одеждами, на голове – корона, а в правой руке – держава, символ царской власти. Босые ножки, виднеющиеся из-под тяжёлых складок одежды, напоминают зрителю о грядущих страданиях Христа.
Используя световые и пластические эффекты, Джованни Пизано мастерски передаёт в скульптуре человеческие эмоции. Вниманием к деталям – тщательной проработкой ликов, жестов, драпировок с множеством ниспадающих складок, подчёркивается динамика всей композиции. В светлых, воодушевлённых образах Святого Семейства мастер гениально раскрыл Высший промысел Господень и его земное воплощение.
Пластику Джованни Пизано искусствоведы называют субъективной и драматичной, он завершает эпоху Проторенессанса, открытую его отцом, Никколо Пизано. Для стиля этого выдающегося мастера характерна свобода выражения и повышенная экспрессия, он не боится придавать фигурам своих героев ломаные очертания и резкие повороты, оживляя исходный пластический материал контрастной игрой света и тени.
История создания
Джованни Пизано в своём творчестве неоднократно обращался к образу Богоматери. Одна из таких работ – статуя Мадонны с Младенцем из слоновой кости, созданная мастером для Кафедрального собора Пизы.
Собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии (Duomo di Santa Maria Assunta) является частью архитектурного ансамбля площади Пьяцца деи Мираколи (Площади Чудес) в Пизе и представляет собой замечательный памятник романской архитектуры. С конца XIII века Джованни Пизано начинает работать над скульптурным оформлением Пизанского собора и мемориального комплекса Кампосанто, а в 1302 году приступает к созданию своей знаменитой кафедры Дуомо, которая, к сожалению, до наших дней сохранилась лишь частично.
Статуя Мадонны с Младенцем, вырезанная из кости, очевидно, была создана мастером до начала его работы над кафедрой. В этой Мадонне, как и в первых его самостоятельных работах, чувствуется влияние готического стиля, который Джованни изучал во время своей поездки во Францию в 1270-х годах.
Отношение автора к вере
О личной жизни Джованни Пизано известно немного – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся мастеров. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей плодотворной жизни Джованни Пизано, сначала вместе со своим отцом, знаменитым итальянским скульптором и архитектором, Никколо Пизано, а затем и самостоятельно, создал ряд скульптурных композиций на религиозную тематику во многих церквях Италии.
Отец и сын Пизано являлись создателями величественного Сиенского собора, что, безусловно, говорит об их приверженности христианским ценностям. За свою жизнь мастер создал множество скульптурных образов Иисуса, Богоматери, святых и пророков. В своих статуях и рельефных композициях Джованни наделяет святых человеческими чертами, естественными и динамичными. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства художника. Десять лет Джованни прослужил главным архитектором Сиенского собора, где и нашёл своё последнее пристанище.
Биография
Джованни Пизано родился около 1248 года в семье знаменитого итальянского архитектора и скульптора Никколо Пизано. Он стал учеником своего отца и впоследствии, по мнению большинства искусствоведов, даже превзошёл его в творчестве.
В 60-х – 70-х годах XIII века Джованни постигает основы скульптурного ремесла и работает вместе с отцом в Дуомо Сиены, позже – над фонтаном Маджоре в Перудже. Первая самостоятельная его работа, уже после смерти отца – скульптурное оформление фасада баптистерия Сан Джованни в Пизе (1278 – 1284). В пластике Пизано чувствуется влияние готического стиля, который он изучал во время поездки во Францию в начале 1270-х годов. Он гармонично включает скульптурную компоненту в архитектуру здания, придавая ей эмоциональную насыщенность и динамику.
После переезда в Сиену, с 1287 по 1296 годы, Джованни Пизано работает на должности главного архитектора кафедрального собора, благодаря чему Дуомо получает наиболее богатое, среди всех итальянских готических соборов, скульптурное оформление. В самом конце XIII столетия Джованни возвращается в Пизу, где подвизается в качестве архитектора и скульптора на возведении соборов. Одна из самых значительных работ Джованни Пизано – кафедра церкви Сан Андреа в Пистойе (1297 – 1301), рельефы которой тематически сходны с рельефами кафедры баптистерия в Пизе, но более выразительны и драматичны.
С 1302 года и до своей смерти Джованни Пизано работал над кафедрой Пизанского собора, которая впоследствии была разобрана после пожара 1599 года. (После её частичного восстановления в 1926 году, некоторые фрагменты кафедры оказались в известных музеях мира).
В 1313 году в Генуе скульптор приступил к работе над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской, но закончить её не успел. Примерной датой смерти Джованни Пизано считается 1315 год, похоронен великий мастер Проторенессанса в кафедральном соборе Сиены.
Автор текста: Марина Румянцева.