Мадонна с Младенцем (Белая Мария) - Якопо делла Кверча

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мадонна с Младенцем (Белая Мария)
Мадонна с Младенцем (Белая Мария)
Автор: Якопо делла Кверча
Местонахождение: Музей кафедрального собора, Феррара, Италия
Произведение: Скульптура «Мадонна с Младенцем (Белая Мария)»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1408 г.
Эпоха: Раннее Возрождение, Кватроченто
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Мраморная скульптурная композиция «Мадонна с Младенцем» (Лк.1:28,42), созданная Якопо делла Кверча в 1408 году для кафедрального собора Феррары, и известная также как «Белая Мария», выполнена мастером с применением техники «сфумато», придающей камню некоторую воздушную размытость и мягкое свечение.

Юная Дева Мария восседает на пьедестале, на Её коленях стоит Младенец Иисус в длинном гиматии, подхваченном пояском. Правой рукой Богоматерь держит надкушенный плод граната, левой придерживает Дитя. Её голову венчает корона, а фигуру окутывают одежды царского достоинства. Образ Марии прекрасен и светел, на юном лице Девы застыло выражение лёгкой задумчивости и сосредоточенности. От фигуры молодой женщины веет нежностью, спокойствием и осознанием своей Божественной миссии.

Фигурка Младенца Иисуса, бережно поддерживаемого Матерью, исполнена естественной грации, а взгляд будущего Мессии не по-детски серьёзен. Скульптор мастерски передал эмоциональное состояние и пластическую выразительность фигур Мадонны и Младенца – здесь и цветущая красота юности, и мягкость женственности, и осознание своей миссии, и любовь Матери к Божественному Дитя.

История создания

После завершения мраморного надгробия-саркофага Илларии в Лукке, Якопо делла Кверча в 1408 году приступает к созданию скульптуры Мадонны с Младенцем для кафедрального собора Феррары. К образу Богоматери мастер возвращается на протяжении всего своего творчества, Мадонны Кверча всегда светлые, нежные и прекрасные, хотя в целом его пластика скорее мужественна – лаконична и торжественна.

Главный городской собор Феррары постройки XII века представляет собой трёхнефную базилику в романском стиле. Скульптуры базилики сильно пострадали от времени, статуя Мадонны с Младенцем, «Белая Мария», выполненная Якопо делла Кверча для одной из декоративных ниш, находится сейчас в музее собора.

В своем творчестве мастер следовал традициям античной скульптуры, которую изучал на примере артефактов Римской империи, сохранившихся в городах Тосканы и проторенессансной пластики своих великих предшественников. Искусство Якопо делла Кверча стоит особняком по отношению к флорентийской, основной линии развития итальянской скульптуры XV века. У мастера не было учеников и прямых последователей, но именно его творчество оказало влияние на Микеланджело.

Отношение автора к вере

О личной жизни Якопо делла Кверча известно немного – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся мастеров Возрождения. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении всей своей жизни Кверча выполнил несколько значимых скульптурных композиций, и почти все они были созданы на религиозную тематику. Это оформление соборов, мемориалов и публичных сооружений во многих городах Италии. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и отражают истинные чувства мастера.

Венцом выражения религиозных чувств скульптора стало оформление собора Сан Петронио в Болонье и сиенского баптистерия, над которыми он трудился последние полтора десятилетия своей жизни. В них скульптор, с помощью выразительных средств искусства эпохи Возрождения, основываясь на принципах гуманизма, сумел передать любовь – божественную и человеческую.

В конце своей жизни Якопо делла Кверча был удостоен должности попечителя главного собора Сиены и отошёл ко Господу в возрасте 64-х лет, провожаемый в последний путь всем населением города.

Биография

Якопо делла Кверча родился около 1371 года в местечке Кверча Гросса, недалеко от Сиены. Первоначальное обучение профессии прошёл у своего отца, Пьетро де Филиппо – ювелира и резчика по дереву. Первую скульптурную работу Якопо выполнил в возрасте девятнадцати лет. Юноша сделал статую сиенского полководца для его торжественных похорон – деревянный каркас из досок он обмотал сеном и паклей и обмазал глиной, смешанной с полотняными лоскутами и клеем, затем покрыл конструкцию белой краской. Получилась лёгкая статуя, внешне похожая на мраморную. После этого духовенство Сиенского собора поручило ему изготовить уже настоящие мраморные статуи ветхозаветных пророков.

В Лукке, куда Якопо уехал от чумы, разыгравшейся в Сиене, он получил заказ на изготовление мемориального памятника Илларии, безвременно ушедшей жены синьора Паоло Гуиниджи. В соборе святого Мартина в 1406 году скульптор выполнил мраморное надгробие в виде саркофага, на боковых стенках которого изображены ангелочки, несущие гирлянду, сверху возлежит красавица Илария, а в её ногах собачка – символ верности. Во время восстания горожан, ненавидевших Гуиниджи, они разгромили капеллу, но Надгробие оставили в целости, впечатлённые его красотой. В 1401 году Якопо уезжал из Лукки во Флоренцию, чтобы участвовать в конкурсе на лучшее оформление Северных дверей баптистерия Святого Иоанна Крестителя. Он выполнил модель, которая была признана великолепной, но проиграл, как и Брунеллески, Лоренцо Гиберти. Несколько лет Якопо работал в Лукке и Флоренции, а потом вернулся на родину.

В 1408 году синьория Сиены заказала ему оформление Фонтана Радости (Фонте Гайя) на главной площади города. В центре композиции скульптор поставил статую Мадонны, небесной покровительницы города, а вокруг – фигуры семи Добродетелей, младенцев, львов и волков. Украшением фонтана также служили рельефы со сценами из Ветхого завета. Над Фонте Гайя Якопо работал с 1412 по 1419 годы.

Начиная с 1425 года, скульптор в течение двенадцати лет работал в Болонье, над Главным порталом собора Сан Петронио. На широких портальных пилястрах он вырезал десять ветхозаветных сцен, а в арке выполнил мраморные фигуры Мадонны с Младенцем и двух Святых.

После работы над сиенским баптистерием, которую он сделал вместе с другими именитыми скульпторами – Донателло и Гиберти, за свои заслуги перед городом, Якопо делла Кверча в 1435 году был возведен в рыцари и назначен попечителем Сиенского собора. На этой должности он оставался до самой смерти, до 20 октября 1438 года.

Автор текста: Марина Румянцева

Оставить комментарий