Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
На этой панели Рафаэля Мадонна написана стоящей с Младенцем на руках. Мария робко и бережно поддерживает ребёнка, её меланхоличный взгляд опущен долу, мыслями она погружена в свой внутренний мир. Фигура Богородицы слегка развернута влево, а Младенца – вправо, композиционно они тесно связаны друг с другом, художнику мастерски удается передать нежную привязанность матери и дитя. «Мадонна Грандука», как и другие Мадонны Рафаэля воплощает собой, прежде всего идеальный образ человека.
Позы и жесты персонажей лаконичны, складки одежд ниспадают просто и естественно. Рафаэль как талантливый архитектор нашел то единственное равновесие расположения фигур, передачи цвета и света, что любое изменение грозит разрушить гармонию произведения. Он был одним из немногих художников, чьим лейтмотивом творчества была всецело тема Мадонны.Мастер писал её десятки раз, не повторяясь и не уходя в стереотипы. Ещё в ранний, умбрийский период, он усвоил у П. Перуджино лирический тип юной, целомудренной матери с задумчиво опущенным взором и прекрасным лицом. В дальнейшем его наполненные жизнью образы во многом превзошли работы учителя.
История создания
Рафаэлю удалось приблизиться к совершенству. В его картинах нет ничего искусственного, никаких принудительных приёмов, словно они сложились не по воле художника, а по велению самой природы. Но за этой кажущейся простотой всегда стоял долгий поиск самого верного решения – к любой своей картине или фреске художник делал рисунки и предварительные эскизы, старательно выверяя позы фигур и общую композицию. В кабинете набросков и этюдов Галереи Уффици сохранился предварительный рисунок к «Мадонне Грандука». На нём видно, что художник задумывал картину с пейзажем. Непроницаемый темный фон, который сейчас мы видим на картине, изначально не был написан Рафаэлем. Современное исследование панели в рентгеновских лучах показало, что под этим фоном написаны поддерживаемые пилястрами арки, за которыми виден некий ландшафт. Химический анализ краски фона соответствует XVII в. До нас не дошло сведений о том, для кого Рафаэль писал эту картину. Почти весь XVII в. она находилась у итальянского художника К. Дольчи (1616-1686). Можно предположить, что именно он закрасил пейзаж, так как посредник великого герцога Флоренции Фердинанда III в 1800 г. приобрёл Мадонну у наследников Дольче уже с чёрным фоном.
Своё название полотно «Мадонна Грандука» получило благодаря герцогскому титулу Фердинанда. Он настолько любил этот считающийся чудотворным образ, что во времена наполеоновских войн взял его с собой в изгнание в Вюрцбург. Когда двор вернулся во Флоренцию, картина была помещена во дворец Питти, но не в художественную галерею, а в частные апартаменты герцога. Он разрешал показывать её публике, только когда находился в отъезде. В 1882 г. рафаэлевская Мадонна оказалась в Палатинской галерее палаццо Питти, в Зале Сатурна – там, где она находится и по сей день.
Отношение автора к вере
В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание, так как после смерти родителей его опекуном стал дядя священник. Глядя на множество алтарных полотен мастера, становится очевидным, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой и истинной верой в Бога. В женских образах мастера проявляется особая материнская нежность. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его, бесконечно обращаясь к образуПриснодевы, восполнять эту потерю. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство.
На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе, как с эпитетом «божественный». Всё его творчество пронизывает тема любви к ближнему вопреки несправедливости и повсеместно творимому злу. Он писал так, как другие могли только мечтать, и его искусство, словно зеркало, отразило прекрасное, возведенное в абсолют.
Биография
Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. документы упоминают о нём как о «мастере». Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы называют имя П. Перуджино. Также в работах заметно влияние других представителей умбрийской школы - Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал то, что делали другие с целью их превзойти, и это ему прекрасно удавалось.
С 1504 г. художник работает во Флоренции, а с 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы Мадонн, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.
В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – «комиссаром древностей», ведающим охраной античных памятников. Художник не успел обзавестись семьей и умер в 37 лет от лихорадки. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.