Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Изображение Мадонны с Младенцем сформировалось под влиянием византийского искусства и на Западе получило особое распространение в во время позднего Средневековья и Ренессанса, которое часто даже именуют эпохой Мадонны. В итальянском искусстве не было художника, который бы обошел эту тему в своём творчестве. Начиная с самого раннего периода, С. Боттичелли также был мадоннéри - пишущий мадонн, воплощавший их в различных иконографических вариациях. В «Мадонне Евхаристии» художник основное внимание уделяет символическому истолкованию темы.
Мария с Младенцем изображена на фоне стены, в проеме которой виднеется пейзаж с рекой и холмом, нехарактерный для этого мастера. Юноша-ангел с резко заостренным овалом лица и закрытыми глазами подаёт на блюде виноград и колосья, которым впоследствии суждено стать хлебом и вином – символами Таинства Евхаристии – Причастия. Дева, слегка склонив голову в грустной задумчивости, прикасается к колоску. Направление её взгляда неопределенно. Сидящий на коленях матери Младенец, глаза которого также полуприкрыты, поднимает пухленькую детскую ручку в жесте благословения.
Виноград и колосья как символическое изображение Причастия и будущих страданий Господа составляют смысловой и композиционный центр картины, объединяющий все три фигуры. Но, в отличие от более ранних произведений мастера, здесь между персонажами более сложная связь. Поглощённые созерцанием вазы с Евхаристией и погружённые в свои внутренние видения, они выглядят скорее разобщенными, чем объединёнными. В картине царит атмосфера глубокой задумчивости и отрешённости, чему способствует и прохладный колорит с разнообразием голубоватых тонов.
История создания
Меценат миссис Гарднер купила эту картину Боттичелли в Италии в начале XX в. у одного из членов княжеского рода Киджи, известного в Сиене. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер – это частная художественная галерея в Бостоне (США, штат Массачусетс), учрежденная в 1903 году. Она расположена в здании, стилизованном под венецианское палаццо, в её коллекции, наряду с произведением Боттичелли, находится множество шедевров других художников итальянского и северного Возрождения.
Отношение автора к вере
Будущий художник воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, однако в натуре и творчестве Сандро Боттичелли сложился своеобразный синтез античной традиции и средневекового мистицизма, идеалов готики и Возрождения. Его характеру была свойственна двойственность сомнения и мятежного духа. Под влиянием настроений своего учителя Филиппо Липпи молодой мастер, подобно Рафаэлю, увлёкся образом Мадонны, создав целую сюиту одухотворённых и выразительных картин, наделённых утончённой прелестью и тонким лиризмом. Позже, войдя в круг философов-неоплатоников, живописец вдохновенно выразил себя в серии сложных аллегорических работ, проникнутых духом возрождённой античности и гуманизма. Однако, присмотревшись к любой его картине, становится понятно, что автора не занимает ни реальная натура, ни тема, ни идея. Для него важно не то, что происходит на полотне, а то, что происходит исключительно в нём самом. Каждое его произведение имеет скрытое, глубоко личное эмоциональное звучание.
В 1490-е гг. Боттичелли увлекается религиозными идеями доминиканского проповедника Дж. Савонаролы, обличавшего порядки современной Церкви и призывавшего к покаянию. Он становится его горячим последователем. Известно, что несколько своих картин, посвящённых богам и героям античности, художник собственноручно сжёг на одном из так называемых «костров тщеславия» во Флоренции на площади Синьории. На какое-то время он даже бросил живопись и, как пишет Дж. Вазари, «впал в величайшее разорение». Под влиянием яростных обличений этого монаха тональность поздних работ Боттичелли становится особенно мрачной и трагической, приобретая черты аскетичности и художественного архаизма.
Биография
Алессандро ди Мариано Филипепи, известный впоследствии как Сандро Боттичелли, родился в 1445 г. во Флоренции в семье кожевника. В 1458 г. отец отдал его подмастерьем в ювелирную мастерскую своего старшего сына Антонио. Сандротам пробыл недолго и в 1464 г. по рекомендации главы фамилии Веспуччи поступил в ученики к одному из самых известных тогда флорентийских художников фра Филиппо Липпи, а в 1467 г. перешёл в «академию» А. Верроккьо, где обучался одновременно с великим Леонардо да Винчи.
В 1469 г. Боттичелли открыл собственную живописную мастерскую, а уже в 1470 г. получил первый большой заказ от торговой гильдии на выполнение панно Аллегория Силы для залы суда. Многочисленные образы Мадонн, которые пишет художник в эти годы, ещё демонстрируют близость к работам его учителя Липпи, но постепенно Боттичелли вырабатывает собственный стиль, полный поэзии и лиризма, делающий акцент на прихотливой и экспрессивной «готической линии». Став востребованным художником, в 1475 г. мастер пишет «Поклонение волхвов», наполненное портретами семейства Медичи, что сближает его с представителями этой фамилии и обеспечивает дальнейшими заказами.
В 1481 г. папа Сикст IV в числе других художников приглашает Сандро в Рим для росписи Сикстинской капеллы, где тот пишет три фрески, но в 1482 г. умирает отец Боттичелли, и мастер возвращается во Флоренцию. Он общается с членами Платоновской академии Лоренцо Великолепного и работает над портретами и произведениями светской тематики, создавая такие шедевры, как «Весна» и «Рождение Венеры», наполненные глубоким символизмом и синтезом античности и средневекового мистицизма. Считается, что в образе главной модели мастер запечатлел лицо безвременно почившей красавицы Симонетты Веспуччи – своей идеальной возлюбленной. В это же время живописец становится автором серии рисунков пером к «Божественной комедии» Данте, множества религиозных картин, а также ставших знаменитыми ещё при жизни автора тондо с изображением Богоматери.
Будучи глубоко погружённым в духовную культуру своего времени,под конец жизни Боттичелли, тем не менее, остаётся в стороне от современного ему развития искусства, замыкается в себе, впав в болезнь и бедность. Он умер в 1510 г. и похоронен во Флоренции, в церкви Оньисанти, у ног своей возлюбленной.
Почти сразу после смерти мастера творчество его было основательно забыто до самой середины XIX в., когда новые романтики, английские прерафаэлиты, вновь обратились к особой изысканности и одухотворённости, волнующему очарованию и эмоциональной линеарности, свойственным лучшим произведениям ренессансного художника.
Автор текста: Морочковская Инна Владимировна.