Мадонна ди Фолиньо - Рафаэль Санти

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мадонна ди Фолиньо
Мадонна ди Фолиньо
Автор: Рафаэль Санти
Местонахождение: Ватиканская пинакотека, Ватикан
Произведение: Мадонна ди Фолиньо
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: итальянское Возрождение XVI в.
Дата создания: 1511 — 1512 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Рафаэль Санти в картине «Мадонна ди Фолиньо» отказывается от прежних нежных и камерных флорентийских мадонн и едва ли не впервые избирает для образа Богоматери крупный масштаб и грандиозную двухчастную композицию с присутствием святых и донаторов. Здесь иконография Марии являет нам Царицу небесную. Она восседает на облаках в ореоле золотого диска, а заказчик картины и святые взирают на нее снизу вверх. В левой части картины св. Иоанн Предтеча, облаченный в грубую козью шкуру и с высоким крестом в руке, указывает нам, молящимся, на Приснодеву с Младенцем, а коленопреклоненный св. Франциск экстатично взывает к Христу. В правой – св. Иероним со львом представляет Богородице заказчика картины, смиренно сложившего руки, но облаченного в богатый алый плащ.

Композиция из людей образует высокую пирамиду, а «группа персонажей объединена множеством формальных связей: их взгляды перекрещиваются между собой и одновременно - с центральной вертикалью», которая подчеркнута фигурами Мадонны и маленького ангела. Пухленький путто держит перед собой дощечку, в которой должна была быть посвятительная надпись, но она пуста, так как донатор умер раньше, чем была завершена работа, не успев оставить никаких распоряжений на этот счёт.

Богородица во славе облачена в традиционное красное платье царского достоинства и синее верхнее облачение. На фоне зеленого пейзажа цвет риз выглядит одновременно и ярким и сдержанным, а нежно-бирюзовые облака подчеркивают сияние солнечного диска. В целом контрастная, цветовая палитра изумляет своей чистотой и свежестью. Рафаэль здесь с поразительным совершенством объединил божественное и земное: голубые ангелочки путти вокруг Марии переходят в реалистичное изображение грозовых облаков, а круглящиеся очертания апсиды и диска повторены в мягких дугах радуги и изумрудных холмов пейзажа.

История создания

Образы Мадонны с младенцем Рафаэль создавал на протяжении всей своей жизни. Те, что выполнены после 1508 г., в римский период, являются более зрелыми и совершенными, их композиция сложна и разнообразна, а колорит яркий и блестящий. Это уже не просто миловидные и трогательные юные матери, но царицы, заступницы за род человеческий, властные в своей женственности и облагораживающие мир.

«Мадонна ди Фолиньо» была написана для алтаря францисканской церкви (именно поэтому в нижнем левом углу и изображён св. Франциск Ассизский) св. Марии на Капитолийском холме, которая, «в соответствии со средневековой хроникой (Mirabilia Urbis Romae), построена на том самом месте, где императору Августу было видение: в небесах явилась прекрасная Дева с Младенцем Христом в сияющем золотом диске». Художник одновременно работал над картиной и расписывал ватиканские станцы. Возможно, что заказчиком был секретарь папы Юлия II Сиджизмондо деи Конти. В 1565 г. племянница секретаря пожертвовала алтарный образ монастырю в Фолиньо, в котором служила настоятельницей. Во времена правления Наполеона картина оказалась в Париже, а в 1816 г. была возвращена в Ватикан.

Отношение автора к вере

В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание (после смерти родителей его взял к себе дядя-священник), и, глядя на множество его алтарных полотен, ощущаешь, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой. Женские персонажи мастера обладают особой материнской прелестью. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его бесконечно обращаться к образу Приснодевы. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство, надо лишь уметь его почувствовать.

На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе как с эпитетом «божественный». Дж. Вазари писал о нём: «…все люди, являющиеся обладателями столь ценных даров, какие обнаружились в Рафаэле из Урбино, - это не просто люди, но (…) смертные боги». Рафаэля боготворили Ж. О. Д. Энгр и Н. Пуссен, А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь, который отмечал, что его картины обладают «прелестью небесной кисти».

Биография

Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. в документах упоминается о нём как о мастере. Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы называют имя Перуджино. В его работах заметно также влияние Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал то, что делали другие художники, и так же легко их превосходил.

С 1504 г. художник работает во Флоренции, а после 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы мадонн, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты, причем его неизменно предпочитают Леонардо и Микеланджело. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.

В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – «комиссаром древностей», ведающим охраной античных памятников.

Художник умер в 37 лет от лихорадки, не успев обзавестись семьей. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий