Казанский кафедральный собор -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Казанский кафедральный собор
Казанский кафедральный собор
Местонахождение: Россия, Санкт-Петербург, Казанская пл., д. 2
Название: Казанский кафедральный собор
Жанр: Архитектура
Год создания: 1800 г.
Эпизод в Библии:

Описание.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это - знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

Казанский кафедральный собор был построен архитектором А. Н. Воронихиным в стиле ампир. По своим формам храм ориентирован на собор святого Петра в Риме - вместо традиционного одноглавая была возведена одна глава, подобная главам итальянских церквей. В структуре храма сочетаются базиликальный и крестово-купольный типы. Это вытянутое с востока на запад помещение, в плане имеет четырехконечный (латинский) крест. Над средокрестием стоит изящный купол. Особенностью собора является могучая колоннада из 136 колонн, вырезанных из пудостского камня. На концах обоих крыльев колоннады, охватывающей площадь, сделаны проезды. В их верхних частях размещены колокола собора. По стилю все колонны собора, и наружные, и внутренние - принадлежат к коринфскому ордеру. На фасадах собора, прежде всего у северного входа, исконно использовавшегося императором, расположены бронзовые скульптуры авторства Демут-Малиновского, Мартоса и Пименова - они изображают святых Александра Невского, Иоанна Предтечу, Андрея Первозванного и князя Владимира. Мастер Екимов, отличавший их, выполнил и грандиозные северные двери собора - копию дверей крещальни Флорентийского собора, созданных великим Гиберти.

В верхних частях как снаружи, так и внутри, собор украшен многочисленными барельефами на религиозные темы. Все три портала собора оформлены могучими портиками с изображением божественного света.

Внутри собор выглядит гораздо более грандиозно, чем снаружи. Его длина - 72,5 метра, высота - 71,5 метр. Пространство собора разделено на три нефа рядами темных колонн. На них покоятся высокие своды центральной части, а в боковых нефах потолок отделан кессонами.

Пол покрыт рускеальским мрамором, образующим рисунок, сходящийся к центру, к подкупольному пространству. Скульптурные элементы, капители колонн и детали иконостаса (а боковые иконостасы полностью) позолочены. В интерьере находятся многочисленные живописные работы (как настенная роспись, так и иконы), созданные Угрюмовым, Боровиковским, Бессоновым, Бруни, Брюлловым. Самый известный образ - это запрестольное полотно кисти Карла Брюллова “Взятие Богородицы на небо”.

В соборе три алтаря. Центральный - во имя Казанской иконы Божией Матери, боковые - Антония и Феодосия Печерских, и Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (перенесен из церкви Рождества Богородицы, предшествовавшей Казанскому собору). Иконостас правого придела Антония и Феодосия Печерских восстановлен в формах начала XIX века, иконостас левого придела Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии сохранился, так как в советское время именно в этом приделе располагалась экспозиция, посвященная православию. Центральный иконостас имеет примечательную историю. Изначально он планировался в том же стиле, что и боковые, но во время войны 1812 года казаки атамана Платова отбили у французов возы с награбленным в русских церквях серебром. И из этого серебра и был создан иконостас по проекту архитектора Константина Тона. В советское время иконостас был утрачен, но в 1990-х годах возобновлен на деньги потомков донских казаков. Сейчас иконостас сделан из дерева и покрыт листовым серебром.

Примечательными деталями убранства храма являются кафедра для проповедей (влияние католической архитектуры) и царское место. Они располагаются у западных пилонов, поддерживающих купол собора, выполнены из мрамора и покрыты балдахинами.

Около иконостаса центрального алтаря хранится и доступна для поклонения главная святыня собора и Петербурга - Казанская икона Божией Матери.

История создания.

Казанский собор был возведен по личному указу Павла I для иконы Божией Матери Казанской. С самого начала это был кафедральный собор Санкт-Петербурга. Здание возведено по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. До того на месте нынешнего сквера перед собором стояла церковь Рождества Богородицы, где и хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери.

Эта церковь была возведена в 1733-1737 годах архитектором М. Г. Земцовым. По своим формам она напоминала Петропавловский собор в миниатюре - прямоугольное здание, увенчанное многоярусной колокольней со шпилем. Храм играл очень важную роль в жизни города и императорской фамилии. Здесь праздновались победы русского оружия, здесь венчалась племянница Анны Иоанновны - Анна Леопольдовна, а позже - Павел Петрович с первой женой Натальей, здесь приносилась присяга Екатерине II.

В ноябре 1800 года Павел I велел воздвигнуть на месте церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. По желанию императора, новый собор должен был иметь в качестве образца собор святого Петра в Риме, включая колоннаду, и должен был быть выстроен полностью из русских материалов.

Еще до официального решения императора, в 1799 году был проведен конкурс на проект нового здания, в котором участвовали Чарльз Камерон, Жан Тома де Томон, Пьетро Гонзаго. 14 ноября 1800 года император утвердил проект русского зодчего А. Н. Воронихина, протеже и бывшего крепостного графа А. Г. Строганова. В новом проекте были видны отсылки к римскому собору - единственный легкий купол близкий по формам к архитектуре итальянского Возрождения и охватывающая площадь колоннада. Последняя скрывала асимметрию храма - из-за особенностей топографии Петербурга, собор выходил на Невский проспект не главным западным, а северным фасадом.

Храм был заложен уже наследником Павла - Александром I 27 августа 1801 года. Собор был возведен из кирпича, а отделан пудостским камнем, добывавшимся под Петербургом. В отделке собора использовались мрамор, порфир, яшма, гранит, добывавшиеся в различных областях страны, многие - в петербургской губернии и Карелии. Строительство собора было завершено только в 1811 году, храм был освящен 15 сентября 1811 года, в день коронации Александра I митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Амвросием. Два года спустя была разобрана и находящаяся уже на территории нового собора церковь Рождества Богородицы.

Казанский кафедральный собор был тесно связан с событиями 1812 года. Старостой приходского совета был фельдмаршал М. И. Кутузов. Именно сюда он присылал знамена и ключи от покоренных городов. Здесь же фельдмаршал был похоронен при огромном стечении народа.

К Казанскому собору благоволили российские императоры. В храме сделано царское место (сейчас на нем стоит икона царственных страстотерпцев Николая, Александры и их детей). В Казанском соборе совершались молебны по поводу всех важных событий в императорской семье.

Собор был одним из центров благотворительности Санкт-Петербурга. Особенно сильно это направление деятельности было развито в годы Первой Мировой войны. По инициативе настоятеля собора, священномученика Философа Орнатского в соборе организовывалась материальная помощь фронту.

В мае 1917 г. в Казанском соборе прошло свободное избрание епархиального архиерея, которым стал митрополит Вениамин (Казанский), впоследствии новомученик. В этот период особенно активизируется проповедническая деятельность протоиерея Философа Орнатского, который в августе 1918 г. становится жертвой большевистского террора против Церкви. В начале двадцатых годов во время компании по "изъятию церковных ценностей" погиб уникальный серебряный иконостас Казанского собора. В 1929 г. решением Петросовета храм был закрыт, а в начале 30-х годов в соборе разместили антирелигиозный музей.

Но его фондах хранились и предметы особого рода. В 30-е - 70-е годы XX века в чердачные помещения собора были вывезены и замурованы мощи целого ряда русских святых: святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского. Они находились там до конца 80-х - начала 90-х г.

Музей истории религии и атеизма находился в здании собора вплоть до 1990-х годов. 4 ноября 1990 года в праздник Казанской иконы Божией Матери была отслужена Божественная литургия, первая после долгого перерыва. Служил ее протоиерей Григорий Красноцветов, позже почти 30 лет служивший в Казанском соборе. 29 марта 1998 г. Высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил главный престол и все здание собора. С этого времени в соборе стали совершаться все таинства, включая и таинство священства.

Наконец, с 31 декабря 1999 г. в соответствии с Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 декабря 1999 г., Казанский собор стал кафедральным собором Санкт-Петербургской митрополии.

Автор текста: Евгения Владимировна Соленикова.

Оставить комментарий