Искушение Христа - Репин Илья Ефимович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Искушение Христа
Искушение Христа
Автор: Репин Илья Ефимович
Местонахождение: Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск
Произведение: Эскиз к картине «Иди за мной, Сатано»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Реализм
Дата создания: 1896 г.

Описание произведения

Полотно Репина «Искушение Христа» изображает искушение Дьяволом Иисуса Христа во время его сорокадневного поста в пустыне. Повествование об искушении имеется у всех евангелистов, кроме Иоанна. При этом Матфей и Лука подробно рассказывают об этом, совпадая во всех деталях, а апостол Марк лишь кратко об этом упоминает, не приводя подробностей: «был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». (Мк.1:13). Три раза подступает лукавый к Спасителю и искушает его. В заключительном искушении Дьявол поднимает Христа на высокую гору и, показывая ему все царства мира и предлагая их ему, надеется смутить человеческий дух Иисуса и посеять сомнения в возможность осуществления Христом дела спасения человечества.

На фоне вечерних сумерек и уходящих вдаль гор возвышается фигура Христа, освещенного последними лучами заходящего солнца. По левую руку от Него изображен Дьявол - он возлежит на камнях прямо у подножия бездны. Его фигура женственно изогнута, поза расслаблена. Считая себя царём всего земного, Лукавый предлагает Христу поклониться ему. Но Христос бесстрастно всматривается вдаль и уже готов произнести фразу: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Мф 4:10). В христианстве искушение Христа осмысляется как испытание Его человеческой природы перед выходом Его на служение. Иногда некоторое недоумение может вызвать церковнославянский перевод с греческого в названии картины «Иди за мной сатано», что в оригинале звучит как «отойди от меня сатана», что является просто вопросом перевода.

История создания

В творчестве Репина обращение к сюжетам современной жизни и вечным темам не шло параллельными путями, но, дополняя друг друга, создавало тот единый поток, который и составлял многосложность творческого процесса. Евангельский цикл последнего десятилетия жизни также не стал случайным явлением, но был продолжением того «калейдоскопа» идей, которые выражали внутреннее состояние мастера, и содержали в себе мысли и чувства, волновавшие многих современников и предшественников Репина.

В 60-е годы Репин пишет полотно «Отыди от меня, Сатано!» Данное полотно было уничтожено самим художником. Однако Репин все же не оставил этого сюжета и взялся за него вновь и вновь. Работа «Искушение Христа» - один из многочисленных эскизов, созданных художником на данный сюжет. В последствии Репин более десяти раз художник менял композицию, положение самого Христа, делал сатану то женственным, то мужественным, менял окраску его тела от ярко-красного до темного. Мастер пытался сгустить краски, потом — перенять сказовую манеру, в которой в этот период творят многие русские художники, предвосхищая модерн.

Безусловно, произведения на библейские сюжеты не всегда были бесспорной удачей Репина. Но над каждым из них художник трудился с полным самозабвением, с абсолютным погружением в поставленную задачу.

Отношение автора к вере

Илья Репин воспитывался в глубоко верующей. Мать художника была женщиной религиозной, не раз в доме принимала странников, многие из которых рассказывали о житиях святых и Святой Земле. Двоюродная сестра художника Эмилия (в монашестве Олимпиада) была монахиней в Никольском монастыре на Харьковщине. Эти факты биографии близких Репина, безусловно, свидетельствуют о том, в какой атмосфере и окружении происходило становление будущего живописца. На глубоких христианских ценностях складывался духовный мир художника. Не случайно значительное место в его творчестве занимали библейские сюжеты, более того Илья Репин не раз брался за написание икон.

Как человек православный, И.Е. Репин был убежден, что должен посетить Святую Землю. В 1898г. он совершил туда настоящее паломничество, чтобы самому увидеть места, где ходил и проповедовал Христос. В своих воспоминаниях художник пишет: «всюду живая Библия», «так грандиозно я почувствовал Бога живого», «Боже! Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия». Подобные поступки и мысли свидетельствуют о том, что художник стремился познать истину и укрепить свою веру.

Биография

Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 г. в Чугуеве (ныне Харьковская область) в семье военного поселенца. Семья не имела твердого материального положения, молодой Репин рано стал зарабатывать сам – он занимался иконописью и решил скопить денег, чтобы поступить учиться в Петербург. Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город не вернулся, а стал слушателем подготовительной вечерней школы. Позднее он все-таки добивается своей цели и в период с 1864—1871 гг. учится в Академии художеств. Под впечатлением путешествия по Волге создает картину «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.), которая сразу принесла ему известность. В 1873—1876 гг. на средства Академии он продолжал оттачивать свой талант в Италии и во Франции.

В конце 70-х — 80-е гг. XIX в. живописец достигает вершины мастерства. В 1878 г. Репин примкнул к группе передвижников. Основная тема его творчества в эти годы связана с жизнью российской деревни («Проводы новобранца», 1879 г.; «Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883 гг.). Позднее он обращается к теме революционной борьбы («Отказ от исповеди», 1879—1885 гг.; «Арест пропагандиста», 1880—1892 гг.; «Не ждали», 1884— 1888 гг.). Тогда же Репин проявляет себя как блестящий портретист: им написаны портреты В. В. Стасова (1873 г.), М. П. Мусоргского, Н. И. Пирогова (оба 1881 г.), Л. Н. Толстого (1887 г.). Кроме того, он создаёт свои лучшие исторические полотна: «Царевна Софья» (1879 г.), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891 гг.).

В 90-х гг. Репин временно порвал с передвижниками, но к концу XIX в. вернулся на прежние позиции. В 1893 г. он был избран действительным членом Академии художеств, в 1894—1907 гг. преподавал там, а в 1898—1899 г. занимал должность ректора. Среди его учеников — известные живописцы И. Э. Грабарь и Б. М. Кустодиев.

С 1899 г. Илья Ефимович жил в своём имении «Пенаты» в Куоккале, вследствие чего в 1917 г. оказался за рубежом — в Финляндии. Несмотря на приглашения вернуться на родину, Репин, неодобрявший политики советской власти, так и не вернулся в СССР, передав при этом свои картины в дар России. Живописец ушел из жизни 29 сентября 1930 г. в Куоккале (ныне Репино Ленинградской области).

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна



Оставить комментарий